Субъекты банкротства их права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты банкротства их права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В гражданском праве термином «должник» обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия по требованию кредитора: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму (ст. 307 ГК РФ).

Кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, т.е. лицо, наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст.307 ГК РФ).

Однако участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (п.1 ст.2 ГК РФ).

Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами.

Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст.2 Закона).

В отличие от иных кредиторов, конкурсные наделены большим объемом правомочий. Это выражается,

во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст.34 Закона);

во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.7);

в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы (ст.12).

Собрание кредиторов — это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. Его участниками с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом неустойки (штрафы, пени), подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются (п.3 ст.12 Закона о банкротстве).

Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

К исключительной компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. В частности, собрание кредиторов принимает решение о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов; о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д. (ст.12 Закона).

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Участники процедуры банкротства предприятий

В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:

  • арбитражный суд;

  • собственник предприятия;

  • арбитражные управляющие;

  • наемные работники;

  • инвесторы;

  • должник;

  • кредиторы;

  • органы государственной власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Российская Федерация, правительство в законе о банкротстве детально рассматривают участников процесса, давая им характеристику, наделяя правами и обязанностями.

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Читайте также:  Порядок согласования перепланировки жилых помещений

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Правовой статус кредиторов в деле о банкротстве установлен второй статьей профильного Закона, а также его же ст. 18. Кредитором признается сторона процесса, перед которой имеются неисполненные денежные обязательства. Закон выделяет понятие конкурсных кредиторов, которые имеют право подавать в отношении имеющей долг организации иск о банкротстве. К этой категории относятся все кредиторы, кроме сотрудников организации, перед которыми она имеет долг по заработной плате.

Кредиторы имеют право проводить собрания кредиторов, на которых они координируют свою позицию и могут выдвигать совместные требования к должнику, а также утверждать кандидатуру арбитражного управляющего. Правом голоса на собраниях обладает каждый из кредиторов.

В зависимости от того, кто именно подал заявление о признании должника банкротом, выделяется кредитор-заявитель, отвечающий за уплаты госпошлины и формирование пакета сопроводительных документов к исковому заявлению.

Статья 134 Закона о несостоятельности предусматривает также разделение кредиторов по очередности исполнения их требований. Вне очереди компенсацию получают кредиторы по текущим платежам, обязанности перед которыми возникли до начала процедуры банкротства. Затем получают расчет кредиторы по другим текущим платежам, включая арбитражного управляющего и привлеченных им лиц. Далее получают расчет кредиторы по оплате труда и возмещению нанесенного ущерба, затем кредиторы по другим нетто-выплатам. В последнюю очередь получают расчет кредиторы по признанным недействительными сделкам, владельцы облигаций банкротящейся компании и члены ее правления.

Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

· должник;

· арбитражный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· уполномоченные органы;

· федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных «Законом о банкротстве»;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного «Законом о банкротстве».

При проведении процедур банкротства руководство должника ограничивается или отстраняется от управления должником, полномочия по управлению передаются арбитражному управляющему. Должник, в отношении которого арбитражным судом вынесено решение о признании несостоятельным (банкротом), прекращает хозяйственную деятельность и по окончании процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель работников должника признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, он также участвует в собрании кредиторов без права голоса. То же относится и к учредителям (участникам) должника.

Должник вправе, а в определенных случаях обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным. Неподача заявления должником в арбитражный суд в случаях, когда это является обязательным, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для подачи заявления.

Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, которые установлены ст. 20 «Закона о банкротстве», и утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, установленных «Законом о несостоятельности» полномочий.

Арбитражные управляющие называются по-разному в зависимости от процедур банкротства, в которых они участвуют (временный, административный, внешний, конкурсный).

Арбитражный управляющий обязан заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее, чем 3 млн. руб. в год.

Процедура утверждения кандидатуры арбитражного управляющего достаточно подробно регламентирована «Законом о банкротстве». Саморегулируемая организация представляет в арбитражный суд три кандидатуры арбитражных управляющих, должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре, оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.

Субъекты несостоятельности (банкротства)

Субъектами отношений, возникающих в связи с банкротством, являются должник, кредиторы, арбитражные управляющие и ряд других лиц.

Круг лиц-должников, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25, п. 1 ст. 65), а также указан в Законе о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 1, п. 2 ст. 231). К ним относятся юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Исключение некоторых юридических лиц из числа лиц, которые могут быть признаны банкротами, объясняется следующим.

Казенные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, практически полностью контролируются собственником (государством), который несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий при недостаточности их имущества (ст. 115 ГК РФ).

Применительно к учреждениям, являющимся некоммерческими организациями, действует по существу такое же правило: при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ) Громов В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций // Право и экономика. 2007. № 5. С. 53-64..

Сложнее объяснить, почему политические партии и религиозные организации, являющиеся собственниками имущества, переданного им их членами, не могут быть признаны банкротами. Особенно если иметь в виду то, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК РФ). Возможно это изъятие объясняется особой ролью политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением повышенных гарантий идеологического и религиозного многообразия в нашем обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ) Макова Л.Я. Некоторые вопросы законодательного обеспечения несостоятельности (банкротства) // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 1. С. 226-233..

Кредиторы — это широкое понятие, охватывающее всех лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Таким образом, понятие кредитора по Закону о банкротстве, с одной стороны, уже, чем в ГК РФ, так как не включает в себя кредиторов по товарным обязательствам, а с другой — шире, чем в ГК РФ, так как охватывает работников и лиц, предъявляющих требования по налогам.

В рамках общей категории кредиторов Закон о банкротстве выделяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы — это гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам. Однако к ним не относятся кредиторы с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда, о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по требованиям, вытекающим из такого участия.

Читайте также:  Что можно делать на землях сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства

Уполномоченные органы — это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Требования кредиторов отражаются в реестре требований кредиторов, который содержит сведения о каждом кредиторе, размере его требования к должнику, очередности удовлетворения каждого требования, основаниях возникновения требований кредиторов. Обязанность вести реестр требований кредиторов возлагается на арбитражного управляющего или на реестродержателя, привлекаемого на основании решения собрания кредиторов и договора, заключаемого реестродержателем с арбитражным управляющим Дорохина Е.Г. Проблемы разрешения корпоративных споров при банкротстве организации // Предпринимательское право. 2007. № 4. С. 13-15..

Кредиторы в деле о банкротстве не вправе обращаться к должнику об удовлетворении их требований в индивидуальном порядке, так как Закон о банкротстве предусматривает определенную очередность удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов.

Закон о банкротстве детально регламентирует правила созыва и проведения собрания кредиторов, принятия решений на нем (ст. 12-15). Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый из них обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены.

Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные Законом о банкротстве (п. 3 ст. 14), оно может быть проведено лицами, требующими его созыва. Это может быть комитет кредиторов; конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, размер требований которых составляет не менее 10% общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; одна треть от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 14). Такие правила предусмотрены в целях защиты прав мелких кредиторов.

Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Решения на собрании кредиторов принимаются простым большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов. Пунктом 2 ст. 15 Закона о банкротстве предусмотрены исключения из этого правила. По указанным в нем наиболее важным вопросам (избрание комитета кредиторов, введение той или иной процедуры банкротства и др.) решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов кумулятивным голосованием из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства; представляет интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего; реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия (ст. 17-18 Закона о банкротстве). Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, решение об образовании комитета кредиторов может не приниматься.

Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Ключевой фигурой процесса банкротства является арбитражный управляющий, который под контролем собрания (комитета) кредиторов, саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — СРО), регулирующего органа и арбитражного суда реализует цели процедур банкротства: наблюдения (временный управляющий), финансового оздоровления (административный управляющий), внешнего управления (внешний управляющий), конкурсного производства (конкурсный управляющий). Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства // Общество и экономика. 2008. № 6. С. 115-138.

Арбитражные управляющие отбираются на конкурсной основе и утверждаются (назначаются) арбитражным судом (ст. 45). Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, прошел стажировку сроком не менее шесть месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным управляющим не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника или кредиторов (ст. 19).

Арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Ткаченко О.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 9. С. 18-28. Договор должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн рублей в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней со дня его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20).

Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих определены ст. 20, 23-26 Закона о банкротстве, а также нормами о соответствующих процедурах банкротства, цели которых призваны реализовать арбитражные управляющие.

Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, основанная на членстве, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности своих членов — арбитражных управляющих. Для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих, ее члены должны участвовать не менее чем в 100 процедурах банкротства, за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена должен быть сформирован компенсационный фонд СРО или создано общество взаимного страхования. На указанные средства может быть обращено взыскание только по обязательствам СРО и ее членов — арбитражных управляющих, связанным с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве. Функции, права и обязанности СРО определены ст. 21,22 Закона о банкротстве.

Закон о банкротстве определяет органы, призванные осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства (ст. 29):

  • — Правительство РФ;
  • — федеральные органы исполнительной власти;
  • — органы власти субъектов РФ;
  • — органы местного самоуправления.

Так, Правительство РФ в соответствии с Законом о банкротстве:

  • — определяет уполномоченные органы представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам;
  • — определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами в арбитражный суд;
  • — определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций;
  • — осуществляет координацию деятельности представителей различных государственных органов как кредиторов;
  • — утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • — утверждает правила деятельности СРО;
  • — осуществляет иные полномочия.
Читайте также:  Пенсия по потери кормильца в Твери 2023 год

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций возложены на Минэкономразвития России, определяющее:

  • — порядок принятия решения о признании банкротом стратегической организации;
  • — порядок выбора уполномоченным органом СРО при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
  • — порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов.

Функции по контролю деятельности СРО возложены на Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация), находящуюся в ведении Минюста России. Росрегистрация:

  • — осуществляет контроль за соблюдением СРО законодательства;
  • — обращается в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;
  • — оказывает поддержку СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;
  • — утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих;
  • — ведет единый государственный реестр СРО;
  • — ведет реестр арбитражных управляющих.

Источники конкурсного права

Основным актом законодательного типа представляется Конституция РФ. В основу устроения действующего концепта банкротства включены следующие принципы:

  • принцип поддержания конкуренции, согласно 1 части 8 статьи Конституции РФ;
  • принцип защиты и признания на равной основе всех форм собственности, в соответствии с 2 частью 8 статьи Конституции РФ, на котором базировано урегулирование отношений меж должником и его кредитором;
  • принцип недопустимости в лишении собственного имущества не по решению суда, в соответствии с 3 частью 35 статьи Конституции РФ, проявлен, конкретно в том, что отчуждение имущественной базы должника при отсутствии его согласия может производиться на основе акта судебных органов;
  • возможности ограничений свобод и прав гражданина и человека федеральным законодательством в той мере, в какой существует такая необходимость с целью защиты прав и законных интересов иных лиц, согласно 3 части 55 статьи Конституции. На этом основаны, в частности, порядок и условия введения моратория по удовлетворению требований кредиторов в процессе банкротства.

Принципиальной ролью обладают в системе конкурсно-правовых источников следующие кодексы: ГК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УК РФ.

Федеральное законодательство «О несостоятельности (банкротстве)» занял главенствующее место в структуре конкурсно-правовых источников. В той связи, что включает ряд положений, которые не соответствуют ГК РФ. Из 3 пункта 232 статьи отмеченного Закона следует: нормативные положения ГК РФ применимы только постольку, поскольку не находят противоречий Закону о банкротстве. В юридической литературе отмечается, что в случае несоответствия ГК РФ и Закона о банкротстве должен использоваться принцип: «Новое законодательство отменяет предыдущее».

Действия кредитора при неплатежеспособности должника

Ваш контрагент своевременно исполнял свои обязательства по договору, но его финансовое положение вдруг резко ухудшилось, что может привести к возникновению задолженности и признанию должника банкротом. Что делать кредитору в таких случаях?

Мы уже рассматривали возможные способы выхода из предбанкротного состояния для должников в статье «Как избежать банкротства?». А как в таких случаях поступать кредитору, чтобы быстро и эффективно вернуть задолженность?

Прежде всего кредитору необходимо определить, является должник добросовестным или нет.

Добросовестный должник всегда желает сохранить свой бизнес, найти альтернативные способы погашения задолженности, готов ради этого пойти на уступки, изменить свою финансовую политику или продать часть активов. В таких случаях больше внимания следует уделять переговорам, разрешению спора мирным путем.

А как понять, что должник недобросовестный? Об этом могут сигнализировать его голословные обещания вернуть долги позже, просьбы «потерпеть еще» – причем непонятно сколько. В таком случае не обойтись без принудительного взыскания задолженности.

В случае если у должника есть Недвижимость, кредитору следует регулярно отслеживать по ЕГРН, не сменился ли ее собственник. Если это случилось, но денежные средства, полученные от продажи недвижимости, не были направлены хотя бы на частичное погашение долга, то должник явно пытается вывести свое имущество в ущерб интересам кредиторов.

Также необходимо отслеживать в официальных изданиях («Вестник государственной регистрации», «Коммерсантъ») сообщения о предстоящей ликвидации должника или подаче им заявления о признании себя банкротом, чтобы не пропустить срок для предъявления своих требований.

Если должник добросовестный, урегулировать возникшие проблемы поможет обсуждение возможных вариантов погашения задолженности. Таким вариантом может быть достижение соглашения об отсрочке или рассрочке уплаты долга. При этом обязательным условием является составление графика погашения задолженности, что позволит избежать рисков невыполнения должником обговоренного порядка выплат.

Такой способ повлечет за собой растягивание периода выплаты долга. Но часто это лучшая альтернатива процедуре банкротства.

Представьте ситуацию: из-за невыполнения должником своих обязательств кредитор обратился в суд, получил решение о взыскании задолженности и Исполнительный лист, на основании которого служба судебных приставов возбудила исполнительное производство.

В рамках исполнительного производства кредиторы получают свои денежные средства в определенной очередности в зависимости от даты предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов.

Таким образом, если кредитор числится одним из первых в очереди взыскателей среди других кредиторов, то средствами, взысканными с должника или полученными в результате продажи его имущества, он будет «делиться» только с отделом принудительного исполнения.

В деле же о банкротстве должника в первую очередь покрываются расходы на проведение процедуры: на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и лицам, привлекаемым для сопровождения его деятельности; на отправку почтовых отправлений, аренду и охрану имущества, госпошлины; на уплату задолженности по заработной плате работников должника. Часто имущества должника не хватает для погашения требований кредиторов.

Кроме того, кредитору следует избегать возбуждения дела о банкротстве, если сделки, заключенные им с должником, могут быть признаны недействительными.

Так, согласно Закону о банкротстве по заявлению арбитражного управляющего или конкурсных кредиторов могут быть оспорены сделки должника, совершенные им в течение 3 лет до даты возбуждения дела о банкротстве (даты принятия заявления о признании должника банкротом).

Кредитору не следует торопиться с инициированием процедуры банкротства должника, если существует вероятность установления судом признаков неравноценного встречного исполнения по сделке или причинения вреда имущественным правам иных кредиторов.

В противном случае он подвергнет себя риску наступления негативных последствий, в числе которых может быть возврат имущества в конкурсную массу должника или взыскание денежных средств.

Не всегда банкротство контрагента-должника является для кредитора негативным исходом событий. В современных реалиях процедура банкротства зачастую оказывается единственно возможным способом защитить права кредиторов и хоть частично удовлетворить их денежные требования.

Снова вернемся к исполнительному производству. Только на этот раз кредитор оказался в конце списка взыскателей, предъявивших исполнительные листы. Причем требования иных кредиторов немалые.

Движение денежных средств по расчетным счетам должника отсутствует.

Имущество хоть и арестовано, но деньги от его продажи, дату которой определить не представляется возможным, все равно пойдут кредиторам, стоящим в очереди выше, и на оплату исполнительского сбора.

Более того, несмотря на предполагаемую эффективность, взыскание долга с помощью приставов – не самый надежный способ.

Как правило, судебные приставы выполняют свою работу формально и не заинтересованы в качественном выполнении поставленных задач.

Если имущество должника находится в других регионах или же оно намеренно скрыто, то поисковые работы скорее не принесут желаемого результата, а исполнительное производство наверняка будет окончено в связи с невозможностью исполнения.

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-юрлицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб., а к должнику-физлицу – не менее 500 тыс. руб.

, и эти требования не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Если данные условия соблюдены, у кредитора есть возможность использовать процедуру банкротства для погашения должником своих долгов.

Процедура банкротства позволяет кредиторам контролировать процесс взыскания долгов и влиять на действия арбитражного управляющего. Закон о банкротстве предусматривает широкие возможности для пополнения конкурсной массы должника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *