Понятие и принципы российского гражданства органы власти по делам гражданства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и принципы российского гражданства органы власти по делам гражданства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Рождение и прием в гражданство — главные основания приобретения гражданства РФ. Кроме того Федеральном Законе ”О гражданстве РФ” предусмотрены восстановление в РФ гражданстве и “иные основания” его приобретения.

Основания приобретения гражданства в РФ

Рождение — естественное основание приобретения гражданства, которое получает юридическое значение в зависимости от гражданства родителей, а также места рождения ребенка.

Общее правило приобретения гражданства РФ по рождению следует принципу крови: ребенок, рожденный от граждан РФ, становится гражданином РФ независимо от места его рождения.

В определенных случаях законодательство РФ в интересах детей не отвергает принцип почвы.

Приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство дееспособных лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, может осуществляться в общем или упрощенном порядке.

Особенности двойного гражданства

Наша страна предусматривает существование двойного гражданства. Конституция РФ гласит (статья 62), что гражданин РФ может быть наделен гражданством иностранной страны (то есть двойным гражданством) в зависимости от федерального закона или международного договора РФ.

Определение 3

Множественное или двойное гражданство представляет собой особенное политическое и правовое состояние лица, в соответствии с которым оно в одно время наделено гражданством двух или более зарубежных стран.

Понятие «двойное гражданство» на международном уровне закрепляет Европейская конвенция о гражданстве, принятая в ноябре 1997 года. Оно тождественно понятию «множественное гражданство», которое означает существование у одного человека гражданства двух и более стран.

Такое гражданство возникает по нескольким причинам: существование различных подходов между положениями законов, касающихся порядка приобретения и утраты гражданства тех государств, на гражданство которых претендует физическое лицо. Еще один случай, когда женщине при вступлении в брак с иностранным гражданином законодательство государства супруга автоматическим образом может предоставить гражданство мужа, при этом после этого отечественный закон не лишает ее своего гражданства. Причина двойного гражданства может заключаться также в территориальных изменениях, которые влекут за собой изменение юрисдикции стран, поток беженцев и миграцию населения.

По отношению к двойному гражданству есть множество подходов. Так, возможность получения двойного гражданства признает с 1992 года Италия, с 1998 года Германия. Испания оговаривает возможность приобрести двойное гражданство в иберо-американских государствах, в странах, которые имели или имеют особенные связи с ней. В Японии человек, который получает такое гражданство в момент рождения или по достижению двадцати лет, должен выбрать только единственное из них до 21 года.

Участники совета Европы в 1960-е годы приняли соглашение о том, что двойное гражданство не желательно и его нужно избегать любым способом. Если обратиться к Конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской повинности в случаях многогражданства, то утратить прежнее гражданство могут совершеннолетние граждане стран-членов, которые в соответствии со свободой волеизъявления приобрели гражданство другой страны-участницы. Наряду с этим некоторые европейские страны не проводят жесткую политику, которая способна ликвидировать двойное гражданство при учете роста мобильности граждан и развития миграционных процессов.

Наша страна, рассматривая вопросы об отношении к такому гражданству, претерпевает эволюцию. В Советском Союзе не признавалось двойное гражданство, по этой причине в Законе о гражданстве СССР эти вопросы вообще не были освещены. Подобной позиции придерживались и другие страны в соответствии с рядом специальных международных соглашений (конвенций), которые СССР заключил со многими социалистическими государствами, включая Болгарию, Венгрию, Албанию, КНДР, МНР, Румынию, Югославию, Польшу, Чехословакию.

Замечание 7

Первоначально наша страна признала возможность двойного гражданства, когда в 1993 году была принята Конституция РФ, точно фиксирующая возможность двойного гражданства для российских граждан. Она произвела расширение условий его приобретения, что стало возможно не только на основе международных договоров РФ, но и по соответствующему федеральному закону.

Двойное гражданство возникает в нашей стране по тем основаниям, которые предусматривает Европейская конвенция о гражданстве в статье 14. Она предусматривает приобретение двойного гражданства детьми, которые уже обладают гражданством нескольких стран и получают двойное гражданство автоматическим образом при рождении. Также гражданин РФ вправе получать двойное гражданство, вступая в брак с иностранцем, а также другими способами, которые предусматривают положения Конституции РФ и Закона о гражданстве.

Замечание 8

Признание двойного гражданства происходит в качестве исключительного случая, при этом оно не рассчитано на массовое использование. Говоря по-другому, Россия дает возможность на наличие двойного гражданства, оставляя решение этого вопроса в полной мере на усмотрение граждан.

Весной 2014 года была введена уголовная ответственность, которая наступает за сокрытие гражданами РФ второго гражданства, при этом в Закон о гражданстве были внесены соответствующие поправки, которые обязывают граждан РФ, имеющих еще и другое гражданство, в течение шестидесяти дней с момента его приобретения уведомить территориальный орган ФМС РФ в письменной форме.

Если у гражданина Российской Федерации есть гражданство зарубежной страны, то это не должно уменьшать его прав и свобод, как и не освобождает его от обязанностей, которые предусматривает российское гражданство.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Читайте также:  Какие надбавки ждать инвалидам и другим льготникам в нынешнем году

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский период) была унитарным государством. Тем не менее элементы федерализма в России были.

Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т. п. В процессе расширения Российской империи входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправления и достаточно широкую степень автономии.

В конституционных проектах декабристов уже содержатся оформленные идеи и концепции федерации («республика многонациональной федерации славянских и некоторых соседних государств Центральной и Южной Европы», «конституционная монархия, состоящая из федеративных территорий» и т. п.).

Обострение национальных отношений в России в конце XIX — начале XX в. предопределяет расширение антиимперского движения, появление различных платформ политических партий и расширение идеи перехода к федерации с созданием областных и национальных автономий.

Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («…федерация вредна, федерация противоречит принципам социал-демократии в их применении к русской действительности…»), однако ход истории достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (в 1918 г.) Россия впервые де-юре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.

Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно-договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России была провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат — Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части составных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократно (зачастую произвольно) изменялись.

Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).

После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов — краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.

Дальнейшее развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г.

Понятие и общая характеристика гражданства

Понятие гражданства существует уже много веков – с момента образования первых государств, хотя они мало походили на современные. Гражданами являлись лишь свободные люди, а остальные были рабами – не имели прав, выполняли роль обслуживающей касты.

Сегодня принадлежность человека к той или иной стране предполагает, что у него есть права, обязанности и ответственность перед державой. В то же время, государство несет ответственность за своих граждан, создает правовые нормы, регулирующие поведение людей, подчиняет население общим законам, определяет порядок взаимодействия граждан, защищает их от внутренних и внешних посягательств.

В толковом словаре русского языка термин гражданство означает статус, при наличии которого человек является лицом, проживающим на территории страны на постоянной основе, пользуется ее защитой, имеет права и несет обязанности. В Конституции РФ (ст. 6) прописано, что гражданство России едино, соответственно права и свободы граждан одинаковы, вне зависимости от того, каким способом гражданство приобретено.

Таким образом, гражданство – это не только наличие у граждан официального документа, который дает право жить в той или иной стране (паспорта), но и правовое состояние, которое дает гражданину определенный статус, наделяет его взаимными правами и обязанностями по отношению к государству.

Официальное современное понятие гражданства следующее: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Иметь гражданство – право каждого

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Читайте также:  Допустимые промили для управления авто в России в 2023 году для физических лиц

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.

Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:

  • недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
  • право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
  • добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
  • обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.

Атрибуты подданства Российской Федерации

Физические лица вступают в права и выполняют обязанности под индивидуальным именем, фамилией и отчеством. Гражданином признают лицо с документальным подтверждением своей принадлежности стране.

В России главным документом, идентифицирующим личность и подтверждающим гражданские права, считается паспорт.

Получить паспорт необходимо всем подданным РФ по достижении 14 лет. При выезде за границу россиянин должен иметь при себе заграничный паспорт и визовые документы.

Еще одним документом, подтверждающим принадлежность физического лица своей стране, является военный билет (о том, какие еще документы подтверждают подданство РФ, вы узнаете в этой статье).

Гражданство и безгражданство

Безгражданство (апатризм) — это правовое состояние лица, характеризующееся отсутствием у него гражданства какого-либо государства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства по-другому называются апатридами или аполидами.

Состояние безгражданства может возникать по разным причинам: лишение гражданства; распад государства; прекращение гражданства, если оно было приобретено вследствие мошеннических действий, представления ложных сведений или сокрытия каких-либо важных фактов и так далее.

Особым случаем безгражданства является правовое состояние русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, так называемых «неграждан». Лица, которые прибыли в эти страны после присоединения к СССР, были исключены из круга лиц, которым после распада СССР было предоставлено гражданство. Таким образом у них сформировался особый правовой статус. С одной стороны, эти люди не являются гражданами Латвии и Эстонии. С другой стороны, они, как и граждане, подлежат дипломатической защите за границей; обладают правом постоянного проживания в стране, не запрашивая вида на жительство; имеют право беспрепятственного возвращения в страну.

Принципы гражданства России — это исходные начала правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу гражданства.

Принцип единого гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Данный принцип означает, что несмотря на федеративную природу Российского государства, гражданство на всей его территории является единым. Субъекты РФ не вправе устанавливать собственное гражданство. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Принцип равного гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Объем правового статуса граждан России не зависит от основания и времени приобретения гражданства. Отечественное законодательство не делит граждан на «коренных» и «некоренных», «прирожденных» и «натурализованных». Определенное ограничение данного принципа установлено ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ, не имевший ранее гражданства иностранного государства. Таким образом натурализованный гражданин РФ не вправе претендовать на пост главы государства.

Принцип сохранения гражданства РФ за лицами,проживающими за пределами РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве). Проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства, независимо от длительности такого проживания.

Недопустимость лишения гражданства России или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Конституционный запрет на лишение гражданства РФ является абсолютным, не предполагающим каких-либо исключений. Ничто не может служить основанием для лишения гражданина РФ его гражданства. Данный принцип был закреплен в Конституции РФ в противовес порочной практике советского периода нашей государственности, когда лишение гражданства использовалось для борьбы с инакомыслием.

Принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы территории РФ или его выдачи иностранному государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).

Запрет на высылку (экспатриацию) граждан РФ за пределы территории РФ означает, что они не могут быть выдворены за границу в принудительном порядке. Депортация и административное выдворение — это меры государственного принуждения, которые могут быть применены только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Запрет на выдачу (экстрадицию) граждан России иностранным государствам является таким же абсолютным, как и запрет на лишение гражданства. Однако это не означает, что российские граждане освобождаются от ответственности за преступления, совершенные за рубежом. Граждане Российской Федерации, совершившие вне ее пределов преступление, подлежат уголовной ответственности на территории России по российскому законодательству, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Принцип сокращения безгражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Хотя Россия и не является участником Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., многие ее нормы в той или иной форме воспроизводятся Законом о гражданстве. Например, ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона о гражданстве).

Принцип защиты и покровительства граждан России, находящихся за рубежом (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Обязанность содействовать тому, чтобы гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами и свободами, а также защищать их права и охраняемые законом интересы возложена на органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Государственным органом, чьи задачи, функции и полномочия ближе всего связаны с защитой и покровительством граждан России, находящихся за рубежом, является Министерство иностранных дел РФ (МИД России). В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, задачами данного министерства в числе прочего являются: защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом; обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан за рубежом; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками. МИД России выполняет данные задачи как непосредственно, так и через дипломатические представительства, консульские учреждения, а также представительства РФ при международных организациях. При этом основной объем работы ложится на консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств РФ.

Согласно Консульскому уставу РФ, к консульским функциям относится, в частности, оформление и выдача временных документов, дающих право на возвращение в РФ; принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ в реализации их избирательных прав, и другие.

Принцип сохранения гражданства России при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона о гражданстве). Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Правовое регулирование российского гражданства

Вопросы гражданства в РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

Гражданство РФ, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно­сит гражданство в РФ к ведению РФ.

Договором о создании Союзного государства России и Бело­руссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих госу­дарств являются одновременно гражданами Союзного государст­ва (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

Читайте также:  С какого возраста можно снимать квартиру: законодательные нормы и правила

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РФ. В нем за­креплены полномочия государственных органов, ведающих дела­ми о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Иметь гражданство – право каждого

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.

Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:

  • недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
  • право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
  • добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
  • обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.

О принципе равного гражданства

Согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство является равным независимо от оснований, по которым оно было получено. Данная норма определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от его получения: в результате рождения, вследствие натурализации, в форме его восстановления после возврата на родину или в качестве поощрения, например, если оно было предоставлено в государственных интересах.

Принцип равного гражданства означает, что все россияне наделены равным объемом прав, свобод и, следовательно, обязательств, вытекающих из законодательства. Длительность состояния в юридической связи с Россией не может служить основанием для определения каких-либо преимуществ. Становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, которым обладают все остальные граждане. Это, однако, не запрещает установление специальных требований для реализации конкретных гражданских прав (например, права на пенсионное обеспечение, права быть избранным и т.д.).

Отказ в получении гражданства РФ: причины и правила обжалования

Получить российское гражданство несложно, если у претендента есть для этого все основания. Тем не менее, миграционная служба нередко отказывает даже тем, у кого все в порядке с документами. На практике причины для отказа могут быть разными:

  • заявитель использовал фальшивые документы или предоставил неправдивые сведения;
  • он участвовал в международных военных конфликтах;
  • подозревается в терроризме;
  • состоит на военной службе (или службе в органах госбезопасности) другого государства;
  • у иностранного гражданина есть непогашенная судимость или он преследуется в связи с совершением уголовного преступления;
  • заявитель осужден и отбывает наказание (придется ждать до конца срока).

Этот перечень далеко не полный. В основном иностранцу грозит депортация и запрет на въезд. Но если в принятии в гражданство было отказано безосновательно, то это решение можно оспорить через суд. Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Заявитель должен потребовать письменно оформленный отказ от предоставления гражданства с указанием причины.
  2. Затем подготовить документы и исковое заявление.
  3. Обратиться в суд.

Иск рассматривается на протяжении 3 дней, после чего устанавливают дату проведения судебного заседания. У истца для того, чтобы выиграть дело, должно быть достаточно доказательств неправомерного решения миграционной службы. К примеру, отказ поступил из-за отсутствия документа или другой ошибки. Но если отказали по уважительной причине, то суд не удовлетворит иск.

Закон о получении гражданства РФ в упрощенном порядке

Законодательное регулирование процедуры оформления гражданства подразумевает возможность использования упрощенной схемы. Нововведение доступно для следующих категорий лиц:

  • если человек ранее проживал на территории СССР и России;
  • один из родителей (или оба) имели гражданство РФ;
  • заявитель состоит в браке с гражданином России;
  • беженцы и переселенцы;
  • те, кто оформляет гражданство по программе возврата соотечественников.

Окончательная процедура зависит от статуса заявителя. К примеру, если используется программа переселения соотечественников (с 2007 года), то человеку не нужно подтверждать знание языка. Кроме того, ему не нужно:

  • оформлять вид на жительство (достаточно РВП);
  • подтверждать доход.

Как только миграционная служба выдаст РВП, можно подавать документы на оформление гражданства. Из этого следует, что проще и быстрее оформить гражданство тем, кто хорошо знает русский язык. Причем статус носителя русского языка (НРЯ) может получить не только соотечественник, но и иностранец, свободно владеющий языком (к примеру, украинец или белорус). Что касается родства, то ему достаточно доказать любое дальнее родство с гражданином РФ или СССР.

Под свободным владением языком при этом подразумевается возможность человека без проблем изъясняться на этом языке, решать вопросы не только на бытовом уровне, но и в более сложных ситуациях. Если НРЯ не является соотечественником, ему все же придется сдавать экзамен по русскому языку.

К носителям языка на данный момент нередко приравнивают жителей Донецкой и Луганской областей. Как русскоязычные лица, имеющие статус переселенцев, они могут получить российский паспорт по упрощенной системе. Отзывы на это нововведение чаще всего положительные, так как у переселенцев нет необходимости в длительном проживании на территории страны по РВП.

Лишение гражданского статуса

В принудительном порядке лишить человека его гражданского статуса нельзя. Это можно сделать либо в добровольном порядке, либо в особо вынужденных случаях, либо в соответствии с решением суда, например:

  • Прекращение гражданства в добровольном порядке может применяться к усыновленным иностранцами детям, которые уже по достижении совершеннолетнего возраста решают вопрос относительно своего статуса;
  • При наличии обстоятельств, которые вынуждают сменить гражданство. Например, при получении гражданства иной страны, запрещающей иметь двойное гражданство;
  • В соответствии с решением суда гражданин может лишиться своего статуса, если он обоснованно обвиняется в терроризме, либо предоставляет заведомо ложную информацию в документах, подаваемых на гражданство.

Иных причин для лишения гражданского статуса в России не предусмотрено.

Становление института гражданства в России

Россия в ходе истории прошла все этапы становления взаимоотношений между личностью и государством.
Для царской России не было предусмотрено понятия гражданство, а существовало подданство, при этом подданных подразделяли на разряды, обладающие особым правовым статусом:

После того, как царская империя прекратила существование, в 1917 году был издан первый акт по вопросам гражданства в виде Декрета об уничтожении сословии и гражданских чинов. Он содержал положения о том, что все сословия, которые существовали в государстве, а также сословное деление граждан, титулы и наименования чинов не используются больше. Взамен устанавливается единственное, общее для всех жителей страны наименование — гражданин Российской Республики.
Через год был принят Декрет «О приобретении прав российского гражданства», когда сформировался Союз ССР, то произошло установление гражданства СССР. Конституции СССР 1924 года закрепляла единое союзное гражданство, которое было предусмотрено для граждан союзных республик. В этом же году утвердили и Положение о союзном гражданстве.

В соответствии с этими положениями, трудящихся иностранцев принимали в граждане исполкомы губернских, областных съездов Советов, а также ЦИК АССР.

В число лиц, которые утратили советское гражданство, были включены те, кто:

Новым Положением о гражданстве Союза ССР был упрощен порядок приема в гражданство СССР и выход из него. Положение о гражданстве Союза ССР опиралось на конституционный принцип гражданства и со всех сторон регулировало аспекты признания лиц гражданами СССР, порядок принятия и выхода из гражданства, гражданство детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *