Новые штрафы за непроведение обязательного аудита в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы за непроведение обязательного аудита в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязательное проведение аудита регламентируется государством. Данную процедуру могут проводить исключительно аудиторские организации или частные аудиторы с квалификационным аттестатом. Также аудиторы должны являться членами СРО.

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудиторскую проверку в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Основания, тонкости и наступающая ответственность, если не проводить обязательный аудит

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Читайте также:  Договор долевого участия на что обратить внимание 2024 в строительстве

Непроведение обязательного аудита в 2022 году может повлечь за собой серьезные последствия и штрафы для организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность за непроведение обязательного аудита возлагается на руководителя организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если руководитель не предоставит аудиторское заключение в установленный срок, он может быть привлечен к административной ответственности.

Согласно статье 39-ФЗ «О бухгалтерском учете», непредоставление аудиторского заключения или его предоставление с нарушением сроков и объема, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей. При этом, если предоставление аудиторского заключения было отклонено российским Росстатом, штраф может быть увеличен до 1 000 000 рублей.

Также следует помнить, что непредоставление аудиторского заключения может повлечь за собой публикацию информации о нарушении в официальных изданиях государства, что может негативно сказаться на репутации организации или индивидуального предпринимателя.

Поэтому, чтобы избежать негативных последствий и штрафов, необходимо правильно выбрать аудиторскую компанию и своевременно предоставить необходимую отчетность Росстату в соответствии с законодательством.

Для того чтобы быть уверенным в правильной подаче отчетности и соблюдении всех сроков, полезно обратиться к экспертам в области бухгалтерского учета и аудита.

Кому необходимо проходить проверку

Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:

  • подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
  • проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
  • выявление имеющихся рисков.

Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:

  • акционерные (включая закрытые) общества;
  • выходящие со своими ц/б на биржу;
  • организаторы торгов;
  • профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
  • застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
  • негосударственные (включая пенсионные) фонды.

Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения

Компании, у которых бухгалтерская отчетность подтверждена независимыми аудиторскими компаниями, входящими в 20-ку крупнейших в России, размещают аудиторское заключение в общем доступе на своем сайте – это подтверждает статус компании, увеличивает доверие партнеров.

— для бухгалтерской службы заключение Договора на аудит с Консультантом –возможность узнать «в моменте» обо всех нововведениях и изменениях законодательства, касающихся именно Вашей отрасли. Сотрудничество с консультантами в части интересующих вопросов увеличивает эффект от проводимого аудита: зная график выходов аудиторов, клиентымогут готовиться, задавать вопросы и получать на них ответы с практическим применением;

Главное отличие аудита, осуществляемого российскими компаниями, — охват не только вопросов, касающихся бухгалтерского учета, но и вопросов, связанных с налоговыми рисками (в рамках проверки аудиторы выявляют налоговые риски, связанные с ведением хозяйственной деятельности компаний: это и риски исключения части расходов из налоговой базы по налогу на прибыль, и доначисления сумм НДС, в том числе ранее принятого к вычету).

Действительно, законодательством напрямую не предусмотрена ответственность именно за непроведение обязательного аудита. Между тем у компаний, которые подпадают под обязательный аудит, есть также обязанность представить аудиторское заключение в Росстат, «открыть» информацию о проведенном аудите на специальном сайте, представить аудиторское заключение на общем собрании акционеров и т.д.

Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

  • налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);
  • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);
  • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).
Читайте также:  Снять машину с учета без договора купли продажи могу ли я

В чем суть обязательного аудита

В какой бы сфере деятельности ни работала организация, рано или поздно ей может потребоваться аудиторская проверка. Но в определенных случаях аудит бухгалтерской отчетности проводить обязательно. Это требование закона, которое касается не только крупных фирм, но и небольших компаний, если они подпадают под критерии. Среди них финансовые показатели, форма юрлица, вид деятельности и некоторые другие факторы.

Обязательный аудит нужен, чтобы установить достоверность финансовой отчетности, получить аудиторское заключение и представить его контролирующим органам.

Правила, порядок, принципы и методы обязательного аудита устанавливают:

  • Закон Об аудиторской деятельности № 307-ФЗ;
  • Международные стандарты аудита (МСА);
  • другие федеральные законы.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Организации, подлежащие обязательному аудиту в 2017 году (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

  • Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения).

  • Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам.

  • Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов.

  • Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн. рублей.

  • Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн. рублей.

  • Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами).

Нарушение бухгалтерских правил

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, то это подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

  1. В этом случае предусмотрен большой штраф – от 5 до 10 тысяч рублей.

  2. При повторном нарушении — в 2 раза больший штраф или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет.

  3. За нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту (только для акционерных компаний) п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 до 2-х лет);

  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

Читайте также:  Со скольки лет можно ездить на машине за рулем в России 2024 по закону

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  • подготовительный (предварительный) этап – получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  • проведение аудита – включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  • оформление заключения по итогам обязательного аудита – для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  • передача заключения заказчику – организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *