Лицензирование банковской деятельности: виды и порядок получения лицензий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование банковской деятельности: виды и порядок получения лицензий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать сформированным уставным капиталом, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявленные к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России. Лицензия на проведение банковских операций выдается Центральным банком только при предъявлении документов о 100%-ной оплате объявленного уставного капитала и заносится в реестр выданных лицензий кредитным организациям, который публикуется в «Вестнике Банка России».

Лицензирование банковской деятельности. Виды банковских лицензий.

В ст. 13 ФЗ “О банках и банковской деятельности” определен порядок лицензирования банковских операций.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» , за исключением случаев, указанных в части девятой настоящей статьи и в статье 13.1 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России (“Вестнике Банка России”) не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона “О банке развития”.

В соответствии с главой 8. Инструкции «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 6 к настоящей Инструкции;

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 7 к настоящей Инструкции. При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 8 к настоящей Инструкции. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в подпункте 8.2.2 настоящей Инструкции.

Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 9 к настоящей Инструкции, или их часть;

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, содержащая все банковские операции, перечисленные в приложении 10 к настоящей Инструкции, или их часть.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Классификация банковских лицензий и их краткая характеристика

Вновь созданный банк имеет право на получение следующих лицензий:

  • на проведение банковских операций с денежными средствами только в рублях, при этом он не имеет права привлекать средства граждан во вклады;
  • на проведение банковских операций с денежными средствами как в рублях, так и в иностранной валюте, при этом не имеет права привлекать средства населения во вклады;
  • на осуществление привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов. Выдачу такой лицензии Банк России рассматривает одновременно с пакетом документов на выдачу валютной лицензии.
Читайте также:  Расчет пенсия сотрудникам ФСИН в 2023 году форма эксель

У кредитной организации имеется возможность расширения круга осуществляемых операций. Это происходит за счёт получения дополнительных видов лицензий, позволяющих заниматься банковской деятельностью:

  • лицензии на проведение банковских операций с денежными средствами как в рублевом, так в валютном эквивалентах, но при этом запрещается открывать вклады физическим лицам. Выдача лицензии на привлечение средств граждан может быть произведена по прошествии 2-х лет с момента государственной банка. Если кредитная организация имеет данную лицензию, то ему разрешено заключать договоры на установление прямых корреспондентских отношений с любыми иностранными банками;
  • лицензии на открытие вкладов и размещение драгоценных металлов. Эту лицензию можно выдавать кредитной организации только, если у банка имеется лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублёвом и валютном эквивалентах или одновременно с ней;
  • лицензии по привлечению в депозиты граждан денежных средств только в рублёвом эквиваленте;
  • лицензии по привлечению в депозиты граждан в рублёвом эквиваленте и иностранной валюте;
  • генеральной лицензии. Она может выдаваться кредитной организации, у которой имеются все вышеперечисленные лицензии и выполняющей нормативные требования по величине собственного капитала, которые установлены Банком России. При этом лицензия на проведение банковских операций с драгоценными металлами не обязательное условие для выдачи генеральной лицензии.

Правовая основа деятельности по лицензированию

Общее правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности (общий, базовый федеральный закон; исчерпывающий перечень конкретных видов лицензируемой деятельности приведен в статье 12). Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Закрытый перечень видов деятельности (например, атомная энергетика; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций), перечисленных в пункте 2 статьи 1 базового федерального закона. Лицензирование указанных видов деятельности полностью регулируется отдельными федеральными законами (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии») и не попадает под действие базового федерального закона.
Закрытый перечень видов деятельности (например, частная детективная деятельность; образовательная деятельность), перечисленных в пункте 4 статьи 1 базового федерального закона. Лицензирование указанных видов деятельности может обладать рядом особенностей относительно базового федерального закона (например, иной порядок принятия решения о выдаче лицензии). Данные особенности устанавливаются отдельными законодательными актами (например, Закон РФ «О средствах массовой информации»)

Получение лицензии на банковскую деятельность: помощь адвоката

Совершение многочисленных финансовых операций как с привлечением средств обычных граждан, так и с использованием ресурсов различных организаций, делает любой банк важной частью экономики, именно поэтому за деятельностью этих учреждений пристально следит Центральный банк.

Согласно действующему законодательству банковская лицензия – это обязательный документ для тех, кто хочет работать в данной сфере.

На получение такого разрешения может уйти достаточно много времени, поскольку процедура не слишком проста, именно поэтому начинать сбор всех необходимых документов стоит как можно раньше.

ВНИМАНИЕ: любое нарушение в банковской сфере правил лицензии приведет к обращением в контролирующие органы, читайте, как пожаловаться на банк в ЦБ РФ у нас на сайте.

Какие виды лицензий может получить банк?

Существуют несколько видов разрешений, которые может получить организация, и которые необходимы для проведения операций.

Виды лицензий:

  • Генеральная лицензия – является основной и самой важной. Ее номер должен указываться на всех документах и на сайте, а копия может предоставляться каждому клиенту по запросу.
  • на осуществление операций в рублях,
  • на проведение операций в валюте,
  • на возможность привлечения денег населения во вклады в рублях или валюте,
  • на вклады в драгоценных металлах,
  • на установление корреспондентских отношений с зарубежными банками,
  • на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и другие.

Уставный капитал КО, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями КО. Уставный капитал КО, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей . Вкладом в уставный капитал КО могут быть:

См. работу, специально посвященную этому узкому вопросу: Кравцова С.Ю. Специфика правового регулирования уставного капитала банка // Государство и право. 1999. N 11. В российской науке банковского права отмечалось, что уставным капиталом организации называется количественная величина, которая представляет собой часть стоимости имущества в распоряжении организации, внесенного его учредителями и участниками, установленная в денежном выражении и определяющая количественно правомочия участников по отношению к организации. См.: Саперов С.А. Банковское право: теория и практика. М., 2003. С. 75.

  • денежные средства в российской валюте;
  • денежные средства в иностранной валюте ;

См.: Указание ЦБ РФ от 19 марта 1999 г. N 513-У «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета» (в ред. от 18 декабря 2000 г.) // Вестник Банка России. 1999. N 7; 2000. N 70.

  • принадлежащее учредителю КО на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться КО;
  • принадлежащее учредителю КО на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал КО, должно быть оценено и отражено в балансе КО в валюте Российской Федерации. Вклад в уставный капитал КО не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами (п. п. 4.2 — 4.5 Инструкции N 135-И).

Виды лицензий, выдаваемых банку для расширения деятельности

Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
  • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней;
  • генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные Банком России требования к размеру собственных средств (капитала) . Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии. КО, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России — представительства. КО, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации (п. 14.1 Инструкции N 135-И).
Читайте также:  Что такое отцовский капитал за 3 ребенка в 2023 году

Согласно части 3 ст. 11.2 Закона о банках и банковской деятельности генеральная лицензия может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн. руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии. См.: Буркова А. Значение генеральной банковской лицензии для банка // Банковское право. 2009. N 5.
По мнению Л.Г. Ефимовой, лицензии, выдаваемые вновь созданным путем учреждения КО, называются первичными. Лицензии, выдаваемые в порядке расширения деятельности КО, предоставляются тем действующим КО, которые желают увеличить круг выполняемых ими банковских операций, и именуются вторичными. См.: Павлодский Е.А. (ред.) Кредитные организации в России: правовой аспект. М., 2006. С. 46 — 47 (автор раздела — Л.Г. Ефимова).

Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в пунктах 3 — 5, могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в пунктах 3 и 4, могут быть выданы также банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, и соответствующему требованиям, согласно которым банк должен иметь собственные средства (капитал) в размере, установленном статьей 36 Закона о банках и банковской деятельности, а также раскрыть неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка . РНКО и НДКО могут расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций (п. п. 14.4 и 14.5 Инструкции N 135-И) .

Согласно части 4 ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

  • размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3600 млн. руб.;
  • банк соблюдает обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Как осуществляется отзыв разрешения у банка

Выданную лицензию Центробанк впоследствии вправе отзывать. Основания для ее отзыва также устанавливаются вышеуказанным законом. В их число входят:

  • недостоверность сведений, указанных при подаче бумаг;
  • задержка осуществления банковских операций по лицензии больше чем на год с даты ее выдачи;
  • недостоверность предоставленных отчетов;
  • задержка предъявления требуемой отчетности;
  • осуществления операций, не предусмотренных в полученном разрешении;
  • нарушения документов Банка РФ, законов;
  • неоднократного (в течение 12 месяцев) умышленного неисполнения обязательных требований судов, иных органах о списании, перечислении средств;
  • непредставление (неоднократное) в ЦБ РФ сведений об изменениях в ЕГРЮЛ.

В случае изъятия предоставленной банком лицензии в суд отправляется требование о прекращении деятельности данной организации или установлении ее несостоятельности.

Что происходит с банком после отзыва

Лицензия на осуществление банковских операций выдается ЦБ РФ, им же и отзывается. После отзыва финансовая организация должна быть ликвидирована. Также у финансовой организации после отзыва:

  • наступает срок выполнения обязательств;
  • прекращается начисление штрафных санкций по обязательствам;
  • приостанавливается работа документов по имущественным изысканиям (кроме исполнительных документов, которые выданы на основании взыскании долгов по зарплате, выплате вознаграждений, алиментов и иных выплат), выданных на основании судебных заседаний и вступивших в силу до момента отзыва лицензии;
  • запрещается деятельность финансовой организации в виде заключения сделок или исполнения обязательств (кроме сделок относительно коммунальных и эксплуатационных платежей, а также выплат пособий) до назначения ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

На практике различают следующие виды лицензий:

  • Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.

  • Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.

  • Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.

  • Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).

  • Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.

  • Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.

  • Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.

  • Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.

  • Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

Читайте также:  Как растаможить машину из Белоруссии в Россию в 2023 году для физических лиц

Проверки на предмет правомерности использования лицензий

Отметим, что государственный орган, выдавший лицензию, будет периодически проверять организацию.

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года.

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и т.п.

Если в процессе проведения проверки контролер обнаруживает нарушения, организации даётся 30 дней на то, чтобы их устранить. В противном случае действие лицензии приостанавливается, а данные об выявленном факте нарушения вносятся в специальный реестр.

В случае, если организация не устранит выявленные нарушения по истечении этого срока, лицензия аннулируется.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный Федеральный закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.

Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так при получении лицензии на пользование недр — Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, при получении лицензии на осуществление банковских операции – законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 и т.д.

Все остальные виды деятельности, указанные в п.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании…» лицензируются в строгом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядок лицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.

Федеральным Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ» предусмотрено поэтапное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию:

С 1 января 2006 г. упразднено требование наличия лицензии для осуществления таких видов деятельности, как: сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оценочная деятельность; деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); аудиторская деятельность; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.

С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование следующих видов деятельности: туроператорская; турагентская; проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, происходит, на мой взгляд, в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностью практически не осуществляется. Между тем, основную опасность интересам граждан представляет именно процесс осуществления деятельности. Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличие лицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей. Поэтому преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).

ФЗ «О лицензировании…» установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования.

Правительство России в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом, лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006г. № 45 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

В ст.7 ФЗ «О лицензировании…» решается и проблема действия лицензии в пространстве. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением. К ним относятся:

1) заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

2) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

Перечень конкретных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. Однако проекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов РФ, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти — Минпромэнерго России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *