ФНС уточнила критерии крупнейших налогоплательщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС уточнила критерии крупнейших налогоплательщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

Критерии, используемые в отношении крупнейших плательщиков налога

Список критериев, присутствие которых делает возможным добавление предприятия к числу крупнейших налогоплательщиков, включает ряд понятий:

  • значения ФЭД (финансовой и экономической деятельности), рассматриваемые за отчетный срок (12 месяцев), на основе анализа налоговой, бухгалтерской информации по отчетности изучаемой компании;
  • параметры, свидетельствующие о наличии взаимозависимости с другими лицами, а также о воздействии анализируемого субъекта на ведение деятельности взаимозависимой структурой, включая финансовые результаты ее деятельности;
  • наличие у рассматриваемого хозяйствующего субъекта лицензии или иного вида специального документа, предоставляющего своему обладателю возможность занятия определенным вариантом деятельности (лицензии);
  • постоянный налоговый мониторинг в отношении компании.

Показатели финансово-экономической деятельности

Показатели, установленные для стратегических предприятий, предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также для кредитных и страховых организаций, изменений не претерпели. Приведем их значения в таблице.

 Наименование показателя 
 Значение показателя
 К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном
уровне, может быть отнесена организация оборонно-промышленного комплекса,
у которой один из перечисленных ниже показателей имеет следующее значение
 Сумма по заключенным контрактам по 
экспортным поставкам стратегической
продукции
Более 27 млн руб. в год
 Сумма выручки по экспортным поставкам 
стратегической продукции
Более 20% от общей суммы
выручки
 Среднесписочная численность работающих 
100 человек
 Доля вклада учредителя (государство) 
Свыше 50%
 К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном
уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный
в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций
и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных
ниже показателей имеет следующее значение
 Сумма по заключенным контрактам по 
экспортным поставкам стратегической
продукции
Более 27 млн руб. в год
 Сумма выручки по экспортным поставкам 
стратегической продукции
Более 20% общей суммы выручки
 Среднесписочная численность работающих 
Свыше 100 человек
 Доля вклада учредителя (государство) 
Свыше 50%
 К кредитным и страховым организациям, подлежащим налоговому
администрированию на федеральном уровне, относятся организации,
у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической
деятельности имеет следующее значение
 Суммарный объем начислений федеральных 
налогов и сборов согласно данным налоговой
отчетности
Свыше 300 млн руб.
 Объем чистых активов на конец года 
Не менее 25 млрд руб. 
 Сумма страховых премий за отчетный период 
Не менее 2 млрд руб. 

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Что думают представители ювелирного бизнеса

Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:

Читайте также:  Как правильно составить заявку на возврат товара

«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.

Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.

Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.

В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.

И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.

Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.

Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Специфика налоговой нагрузки

Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.

Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.

Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.

Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Начнем с представления критериев крупнейшего налогоплательщика:

  • Определенные маркеры ФЭД. То есть, финансово-экономической деятельности. Для этого рассматривается налоговая и бухгалтерская отчетность компании за текущий налоговый год.
  • Наличие взаимозависимостей. Крупнейший налогоплательщик — это организация, которая непосредственно влияет как на деятельность взаимозависимых компаний, так и на результаты их работы.
  • Наличие лицензии. У юридического лица должно быть определенное разрешение, которое открывает для него законную возможность заниматься той или иной деятельностью.
  • Постоянное наблюдение за налоговой активностью.

Вам будет интересно:Со скольки лет можно получить банковскую карту? Требования, особенности, опыт других стран

Крупнейшие налогоплательщики России администрируются ФНС на федеральном уровне. Это организации, которые соответствуют ряду обязательных условий, что связаны с экономическими и финансовыми маркерами их деятельности:

  • Налоговые отчисления такой компании в своей совокупности превышают 1 млрд рублей. Если же организация функционирует в области связи и транспорта, то она будет считаться КН, когда сумма уплаченных ею налогов превысит 300 млн рублей.
  • Общие суммы доходов компании за отчетный год превышают 20 млрд рублей. Они подсчитываются по отчетной форме № 2. Имеются в виду коды 2340, 2320, 2310, 2110.
  • Общий объем активов компании превышает порог в 20 млрд рублей.

Это универсальные условия для администрирования федеральным уровнем ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В определенных экономических сферах могут предъявляться специфические условия для присвоения статуса КН.

Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности

Данный критерий применяется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности крупнейшего налогоплательщика (отнесенного к таковым по финансово-экономическим показателям).

В этом случае, налогоплательщик будет также причислен к крупнейшим, что и взаимозависимая с ним организация.

Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).

Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.

Организации федерального уровня

Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
  • активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев. Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий (п. 2-3 Критериев):

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
Читайте также:  Чем отличаются права от свобод граждан

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

Взаимозависимость и лицензирование

В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.

В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.

Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:

  • кредитные учреждения;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
  • фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.

В течение какого временного периода организацию возможно отнести к КН? Тут расчет по маркерам ФЭД будет вестись по любому из трех годов, предшествующих отчетному. Статус «Крупнейший налогоплательщик» удерживается за организацией в течение 2 лет после того года, в который она была признана КН.

Если же произошла реорганизация компании, то вновь созданная фирма именуется крупнейшим налогоплательщиком еще в течение 3 лет. Считая и тот год, в который случилась реорганизация.

Если же юридическая организация-должник была признана в юридическом порядке банкротом, то она теряет статус КН. Но такое положение не действует в отношении кредитных организаций. Если их администрирует инспекция по крупнейшим налогоплательщикам на федеральном уровне, то они будут считаться КН вплоть до даты ликвидации в принудительном порядке.

Отметим, что крупнейшим налогоплательщиком может быть признано даже некоммерческое объединение. Но только при факте наличия доходов, подходящих под критерии для КН.

Кто считается КН в РФ?

Давайте рассмотрим, учет каких конкретных российских корпораций и предприятий — это налоговый учет крупных налогоплательщиков.

На протяжении многих лет лидерами остаются «Газпром» и «Роснефть». По итогам 2021 года газовая корпорация должна перечислить в российский бюджет 2 трлн рублей налогов. В эту сумму входят и взносы 56 дочерних . «Роснефть» — главный налогоплательщик России в течение многих лет. По итогам 2018-го, только одна эта корпорация уплатит 2 трлн рублей налогов.

Лидирующими крупнейшими налогоплательщиками остаются и иные предприятия нефтяного и нефтегазового сектора. Как-то:

  • «Лукойл».
  • «Татнефть».
  • «Сургутнефтегаз».
  • «Сибур».
  • «Новатэк» и проч.

Классификация плательщиков

В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.

В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.

Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.

Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.

Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *