В какие сроки налоговые органы должны возвращать переплату по налогам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В какие сроки налоговые органы должны возвращать переплату по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В налоговой службе считают, что перечисление в бюджет суммы налога, которая превышает размер фактически удержанного из доходов физлиц НДФЛ, не является уплатой подоходного налога. По сути это ошибочный платеж, который можно, в том числе, зачесть в счет других налогов.

Сравнение новых и старых правил зачета (возврата) платежей в ФНС

Новый порядок

Как было

Многоуровневость.

Из Налогового кодекса исключили требование о зачете в счет налога одного и того же уровня. Сейчас переплату можно зачесть в счет налога, пеней и штрафов любого уровня бюджета

Одноуровневость.

Зачесть переплату по налогу можно было только в счет налога того же уровня бюджета (федеральный, региональный, местный). Между налогами разного уровня бюджета зачет был невозможен

Страховые взносы наравне с налогами.

Теперь переплату по налогам можно зачесть в счет взносов, и наоборот

Обособленность страховых взносов.

Раньше был запрещен зачет между налогами и страховыми взносами. Переплату по взносам зачитывали только в счет взносов, причем по одному и тому же виду взноса. Например, нельзя было зачесть переплату по фиксированным взносам ИП в счет взносов на пенсионное страхование работников

Отсутствие долгов в целом.

Теперь для распоряжения переплатой по своему усмотрению у налогоплательщика не должно быть долгов перед бюджетом по всем налогам и взносам, пеням и штрафам

Отсутствие долгов.

Обязательным условием зачета или возврата переплаты было отсутствие задолженности по конкретному налогу или взносу

В какой срок инспекция выносит решение о зачете переплаты по налогу

Срок принятия решения о зачете зависит от того, проводила ли инспекция камеральную проверку и обнаружила ли в ходе нее нарушения.

Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):

— дата, следующая после дня окончания проверки, — если инспекция завершила ее в установленный срок;

— дата, когда проверка должна быть завершена по п. 2 ст. 88 НК РФ, — если инспекция проверяла декларацию дольше положенного срока.

Если инспекция провела камеральную проверку и выявила нарушения, срок составляет 10 рабочих дней с даты, следующей за днем вступления в силу решения по итогам камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ).

Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.

О принятом решении инспекция должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Такое сообщение инспекция может передать вам или вашему представителю лично под расписку, по ТКС или другим способом (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Если инспекция сама проводит зачет переплаты в счет задолженности по налогам (пеням, штрафам), то такое решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 78 НК РФ):

— обнаружения переплаты;

— подписания совместного с вами акта сверки, если она проводилась;

— вступления в силу судебного решения (например, если переплату подтвердил суд).

Сравнение новых и старых правил зачета (возврата) платежей в ФНС

Новый порядок

Как было

Многоуровневость.

Из Налогового кодекса исключили требование о зачете в счет налога одного и того же уровня. Сейчас переплату можно зачесть в счет налога, пеней и штрафов любого уровня бюджета

Одноуровневость.

Зачесть переплату по налогу можно было только в счет налога того же уровня бюджета (федеральный, региональный, местный). Между налогами разного уровня бюджета зачет был невозможен

Страховые взносы наравне с налогами.

Теперь переплату по налогам можно зачесть в счет взносов, и наоборот

Обособленность страховых взносов.

Раньше был запрещен зачет между налогами и страховыми взносами. Переплату по взносам зачитывали только в счет взносов, причем по одному и тому же виду взноса. Например, нельзя было зачесть переплату по фиксированным взносам ИП в счет взносов на пенсионное страхование работников

Отсутствие долгов в целом.

Теперь для распоряжения переплатой по своему усмотрению у налогоплательщика не должно быть долгов перед бюджетом по всем налогам и взносам, пеням и штрафам

Отсутствие долгов.

Обязательным условием зачета или возврата переплаты было отсутствие задолженности по конкретному налогу или взносу

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2020 году

С 1 октября 2020 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.

К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Обратите внимание

По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.

Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2020 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.


Насколько обоснованной является правовая позиция ВАС РФ по этому вопросу?

Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.

И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.

Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.

Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.

Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.

Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога. В этом случае государство перестает доверять налогоплательщику и зачитывает (возвращает) излишне уплаченный налог только после камеральной проверки представленной им налоговой декларации. На наш взгляд, такая ситуация свидетельствует о явном фискальном уклоне системы налогового администрирования.

Читайте также:  Может ли председателем быть не собственник СНТ

Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Два смысла одной нормы

Действующее законодательство гарантирует налогоплательщикам право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и, соответственно, обязывает налоговые органы проводить их своевременно (подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в установленном налоговым законодательством порядке. Согласно пунктам 4 и 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете (возврате) должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Для возврата налога налогоплательщику установлен срок в 1 месяц.

На первый взгляд смысл указанных норм НК РФ очевиден: эти нормы дают налогоплательщику право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. При этом течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от причин образования переплаты. Этот срок одинаково течет и в случае, когда налогоплательщик уплатил налог в большем размере, чем указано в налоговой декларации, и когда налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога к уплате меньше суммы налога к уплате, указанной в предыдущей налоговой декларации.

Такое, буквальное, толкование норм статьи 78 НК РФ до некоторого времени доминировало в практике арбитражных судов РФ (см. текст на полях на этой странице). С выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ» (далее – Информационное письмо № 98) ситуация принципиально изменилась.

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВАС РФ

Как возникают излишне уплаченные суммы

Излишки могут возникать по разным причинам. Часто плательщики сами допускают ошибки, которые приводят к переплатам, например:

  • неправильно рассчитывают налог. В бухгалтерии могут применить другую ставку, забыть о доступных льготах и вычетах, что приводит к увеличению налоговой базы;
  • некорректно оформляют платёжные документы. Из-за ошибки в реквизитах деньги могут попасть в бюджет одного налога, образовав недоимку по другому.

К переплатам также приводят:

  • авансовые платежи. Бывает, бизнес в течение года оплачивает авансы, а налог по результатам года оказывается меньше, чем уже перечисленная сумма. По этому налогу возникает излишек.
  • ошибки налоговиков. В некоторых случаях инспекторы ошибочно начисляют один и тот же налог дважды при одностороннем списании. К примеру, когда плательщик перечислил оплату в первый раз, но деньги ещё не успели поступить на счёт ИФНС, и она списала их безакцептно.
  • изменения в законодательстве, которые дают бизнесу основания посчитать какую-либо оплату излишком.

Сроки возврата излишне уплаченного налога

Третий вариант распорядиться переплатой — вернуть деньги на счёт бизнеса. По общему правилу, срок для возврата переплаты — три года после её возникновения.

Стандартный срок возврата может занимать до 45 дней:

  • до 10 дней уходит у инспекторов на рассмотрения заявления плательщика;
  • 5 дней — на уведомление заявителя о решении;
  • месяц — на возврат денег.

Возврат излишне уплаченного налога на доходы физлиц

Так как НДФЛ работодатель удерживает из доходов своих работников, процесс возврата переплаты по такому налогу другой.

Сначала сотрудник пишет заявление руководству, на основании которого работодатель и возвращает излишек. Если переплата выявилась после того, как сотрудник ушёл с работы, вернуть переплату можно и после увольнения.

В отдельных ситуациях инспекция возвращает налог не через руководителя, а напрямую сотруднику. Например, если:

  • компанию, в которой работал гражданин, ликвидировали;
  • работник не получал вычет на детей;
  • сотрудник решил заявить имущественный или социальный вычет после того года, когда у него появилось такое право;
  • работник решил получить социальный вычет по благотворительности и отчислениям в Пенсионный фонд (вычет предоставляет только налоговая инспекция);
  • гражданин-плательщик отчитывается непосредственно перед налоговой и подает уточненные отчёты.
Читайте также:  Преимущество матери одиночки 2023 в Москве

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Зачет и возврат налоговой переплаты

Для зачета переплаты в счет предстоящих платежей подайте в инспекцию заявление по утвержденной форме (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление на зачет переплаты по налогу образец

Рекомендуем прежде, чем подать заявление о зачете переплаты, сверить свои данные с налоговым органом. Для этого вы можете запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки. Дело в том, что, если инспекция выявит расхождения с суммами, которые вы указали в заявлении, она все равно сначала предложит провести сверку.

Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, то сначала подайте уточненную декларацию, в которой исправили ошибку (п. 1 ст. 81 НК РФ). После этого подайте заявление о зачете.
Переплату в счет погашения недоимки по налогам (пеням, штрафам) инспекция зачтет самостоятельно.

Однако вы можете и сами подать заявление о зачете в этом случае (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Вам нужно представить заявление о зачете переплаты в инспекцию в ограниченный срок. Сделать это вы можете одним из следующих способов (п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ):

— в бумажном виде — лично (через представителя) или по почте;

— в электронной форме — по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Заявление подавайте в инспекцию по месту учета. А при наличии обособленных подразделений вы можете его представить как по месту учета ОП, так и по месту учета организации. Это следует из п. 7 ст. 78, п. 1 ст. 83 НК РФ.

Срок для обращения в инспекцию с заявлением о зачете переплаты — три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Правила зачета излишне уплаченного налога

Правила зачета налоговой переплаты указаны в ст.78 НК РФ:

  • Зачет осуществляет ИФНС по юридическому адресу налогоплательщика,
  • Налоговики информируют компании и предпринимателей, если выявляют излишнюю уплату налога или страхового взноса,
  • Зачет излишка инспекторы проводят в течение 10 дней после получения заявления от налогоплательщика,
  • Компания или коммерсант могут подать заявление в течение трех лет со дня платежа,
  • Зачет возможет между налогами одного бюджетного уровня.

Последнее условие поясним на примере.

Пример

Переплату по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, можно:

  • Вернуть на расчетный счет,
  • Зачесть в счет будущих платежей НДС,
  • Зачесть в счет уплаты другого федерального налога.

Зачесть переплату по налогу на прибыль, например, для погашения недоимки по налогу на имущество организаций нельзя. Налог на имущество является региональным, то есть перечисляется в бюджет субъекта РФ. В то время как оплата имеется по налогу, перечисляемому в федеральный бюджет. Такой излишек можно зачесть, к примеру, в счет налога на добавленную стоимость. Ведь НДС тоже является федеральным налогом.

Чем грозят ошибки в КБК

При выплатах в бюджет бухгалтеры предприятий и организаций, указывая КБК, иногда допускают ошибки. Они могут быть вызваны банальной невнимательностью, но чаще всего все же происходят просто по незнанию. Дело в том, что КБК меняются довольно часто и сотрудники коммерческих компаний не всегда вовремя успевают отследить данные изменения.

Ответственность за ошибки в КБК целиком и полностью лежит на плечах налогоплательщиков.

Если бухгалтер организации в платежных документах неверно указал КБК, это значит только одно: выплата уйдет не по назначению. То есть фактически деньги в бюджет поступят, но при этом правильно их распределить окажется невозможным, поэтому будет считаться, что государство эти средства не получило. В связи с этим специалисты налоговой службы оформят это как недоимку по соответствующей статье поступлений (даже если по другой статье вследствие такой путаницей образуется переплата), а, значит, в дальнейшем это повлечет за собой наложение на налогоплательщика пени и штрафов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *