Порядок проведения рекультивации и консервации земель и земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения рекультивации и консервации земель и земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Решение о консервации принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных земель), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель субъектов РФ), местного самоуправления (земли муниципальной собственности). Что касается земель, которые находятся в частной собственности, решения принимаются в отношении объектов сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления решают в отношении земель иного целевого назначения. На основе принятого решения происходит разработка проекта землеустройства. В нем формируются сроки проведения консервации, очередь ее осуществления, стоимость мероприятий в области восстановления земель, предложения по их использованию после окончания мероприятий.

Решение о консервации

Решение о консервации земель, которые изымаются из оборота, содержит информацию о том, что их сохранение предусмотрено для собственников, землевладельцев, пользователей земли, арендаторов. Также они могут быть переведены в земли запаса в случаях, которые предусмотрены законодательными актами РФ.

Мелиорация и рекультивация земель. Консервация деградированных земель

Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.

Решение о консервации

Решение о консервации принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных земель), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель субъектов РФ), местного самоуправления (земли муниципальной собственности). Что касается земель, которые находятся в частной собственности, решения принимаются в отношении объектов сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления решают в отношении земель иного целевого назначения. На основе принятого решения происходит разработка проекта землеустройства. В нем формируются сроки проведения консервации, очередь ее осуществления, стоимость мероприятий в области восстановления земель, предложения по их использованию после окончания мероприятий.

Решение о консервации земель, которые изымаются из оборота, содержит информацию о том, что их сохранение предусмотрено для собственников, землевладельцев, пользователей земли, арендаторов. Также они могут быть переведены в земли запаса в случаях, которые предусмотрены законодательными актами РФ.

Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований

На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.

Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:

  • требованиям, установленным экологическим законодательством;
  • требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
  • прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.

Мероприятия по охране земель

Для обеспечения охраны своих участков каждый владелец, пользователь или собственник земли должен проводить определенные мероприятия по охране земель, среди которых:

  • мероприятия, направленные на сохранение почвы и ее плодородности.
  • мероприятия, направленные на обеспечение защиты участков от водной эрозии, от заболачивания или подтопления, от иссушения или излишнего уплотнения. Кроме того, каждый собственник должен следить за тем, чтобы его участок не подвергался химическому или радиоактивному загрязнению, не захламлялся.
  • мероприятия, направленные на защиту земель, предусмотренных для ведения сельского хозяйства. В частности, собственник и пользователь участка должен следить за тем, чтобы земля не зарастала деревьями и кустарниками.
  • мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разнообразных загрязнений и захламлений.
  • мероприятия, направленные на сохранение исходного или достигнутого уровня мелиорации участка.
  • проведение рекультивации земель, подвергшихся каким-либо нарушениям, восстановление их плодородного слоя и введение в оборот.
  • мероприятия, направленные на сохранение и преумножения плодородности почв.

Реализация каждого из таких мероприятий тщательным образом проверяется уполномоченными на это органами государственной власти.

Какие бывают источники химического загрязнения?

Химическое загрязнение почвенного покрова – это изменение его состава, которое возникает под косвенным или прямым воздействием различных факторов. В большинстве своем негативные предпосылки к химическому изменению характеристик почвы все же предполагает человеческая деятельность. Среди главных факторов такого рода можно выделить работу промышленных предприятий, сельскохозяйственную деятельность и коммунальное обслуживание. Это основные причины загрязнения почвы, которые делают ее непригодной для эксплуатации с целью выращивания культурных растений. Но, разумеется, этими источниками загрязнение не ограничивается. Например, промышленность косвенно способствует выпадению кислотных дождей, а парниковый эффект становится результатом деятельности животноводческих ферм. Довольно серьезное воздействие в плане химического поражения оказывают и свалки с опасными отходами.

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Об утверждении Правил консервации земель

В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила консервации земель.

2.

Министерству охраны окружающей среды совместно с Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, Комитетом по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан в пределах компетенции утвердить в трехмесячный срок нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву.

3.

Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 1997 года N 976 «Об утверждении Положения о порядке изъятия, охраны, использования и консервации деградированных, загрязненных и нарушенных земель» (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 27, ст. 242);

2) пункт 4 изменений и дополнений которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1123 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по регулированию земельных отношений» (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 30, ст. 339).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

О порядке консервации земель с изъятием их из сельскохозяйственного оборота

11 сентября 2017 г., понедельник

Консервация земель — временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие. 2.10.2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

Данное положение устанавливает порядок консервации земель с изъятием их изсельскохозяйственного оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека.

Консервации подлежат: — сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или наруше­ния экологических требований) почвами, подверженные в большой степе­ни опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому на­значению земель с указанными признаками деградации приводит к даль­нейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки; — земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свы­ше предельно допустимых концентраций или радиоактивными вещест­вами свыше предельно допустимых уровней. Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас. Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, осуществляемых по утвержденным методикам соответствующими предприятиями, организаци­ями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации. Подготовленные материалы по консервации земель представляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы: — экспертное заключение органов Государственного комитета Рос­сийской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации; — заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации;

— план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;

— экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв; — заключение организаций и коллективов, проводивших обследование; — мнение собственников земли, землевладельцев, землепользовате­лей и их обязательств по восстановлению земель; — справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного произ­водства.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений. В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы. Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства. Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ). Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

Читайте также:  Спецсчет для участия в закупках альфа банк

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд означает право государственных органов и органов местного самоуправления прекращать право на земельные участки граждан и организаций в случае необходимости для реализации проектов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд строго ограничено и допускается только в исключительных случаях, которые включают: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального. значения; возникновение иных потребностей, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Обычно государственные или муниципальные нужды связаны с реализацией таких мероприятий, как размещение объектов общего пользования (дорог), государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, местных органов самоуправления, социальных объектов, объектов культуры, создания особо охраняемых территорий. Примечательно, что при размещении объектов государственного или муниципального значения изъятие земель у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов производится только в крайнем случае, если нет иных вариантов размещения объекта, т. е. тех, которые не связаны с изъятием. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях ограничивается. К примеру, не могут изыматься особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья для нужд, не связанных с целями, для которых они были предоставлены; земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению. Изъятие земель поселений в целях застройки осуществляется только в соответствии с генеральными планами.

Мероприятия по предотвращению негативного воздействия на землю.

— наблюдение за состоянием почвы.

— опред ее соответствия устан-ым нормативам.

— наблюдение за состоянием окр природн среды в целях выявления факторов, кот могут оказать негативное воздействие на землю.

— агротехнические, агрохим., противоэрозионные мероприятия, обеспечивающие сохранность почв.

— контроль за качеством агрохимикатов и пестицидов (др.).

Мероприятия по восстановлению и улучшению наруш-х земель.

Мелиорация – совок мероприятий, направленных на качественное улучшение земель, предн-х для пр-ва с/х продукции.

Рекультивация – комплекс работ, направ. на восстановление продуктивности и хоз.ценности нарушенного почв. слоя.

Консервация – временное исключение земель из хоз.использования в целях предотвращения развития или устранения процессов деградации почв, восстан.их плодородия или реабилитация восстан-ых земель.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращения необоснованных изъятий земель из с/х оборота защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований

На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.

Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:

  • требованиям, установленным экологическим законодательством;
  • требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
  • прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.

Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота

Определение 1

Консервация земель — это процедура, которой подвергаются деградированные земли, загрязненные токсичными отходами. Их консервируют в целях предотвращения их последующей деградации, восстановления плодородия почв и загрязненной территории.

Порядок осуществления консервации земли устанавливается с помощью Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Консервация земель предусмотрена для:

  • земель, которые подверглись водному и ветровому воздействию, влиянию селей, вторичному уплотнению, засолению и иссушению (включая земли с сильно нарушенным растительным и почвенным покровом, расположенные на территориях Крайнего Севера, которые заняты пастбищами оленей);
  • земли, которые имеют просадки поверхности по причине применения недр или в связи с естественными геологическими процессами;
  • земли, которые загрязнены радиоактивными веществами, нефтью и продуктами из нее, тяжелыми металлами и прочими токсичными химическими и биологическими веществами и микроорганизмами. Их концентрация выше предельно допустимых концентраций, предусмотренных для вредных веществ и микроорганизмов (сюда входят земли, на территории которых в ходе радиоактивного, химического или биогенного загрязнения невозможно обеспечить выпуск продукции, которая соответствует установленным требованиям).

Инициатива осуществления консервации принадлежит органам власти государства, местного самоуправления. Они производят управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. Это может быть собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор. Подготовка предложения о проведении консервации осуществляется при учете сведений, которые получены в процессе государственного мониторинга земель или специальных исследований, включая почвенные, геоботанические и агрохимические.

Для обеспечения охраны своих участков каждый владелец, пользователь или собственник земли должен проводить определенные мероприятия по охране земель, среди которых:

  • мероприятия, направленные на сохранение почвы и ее плодородности.
  • мероприятия, направленные на обеспечение защиты участков от водной эрозии, от заболачивания или подтопления, от иссушения или излишнего уплотнения. Кроме того, каждый собственник должен следить за тем, чтобы его участок не подвергался химическому или радиоактивному загрязнению, не захламлялся.
  • мероприятия, направленные на защиту земель, предусмотренных для ведения сельского хозяйства. В частности, собственник и пользователь участка должен следить за тем, чтобы земля не зарастала деревьями и кустарниками.
  • мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разнообразных загрязнений и захламлений.
  • мероприятия, направленные на сохранение исходного или достигнутого уровня мелиорации участка.
  • проведение рекультивации земель, подвергшихся каким-либо нарушениям, восстановление их плодородного слоя и введение в оборот.
  • мероприятия, направленные на сохранение и преумножения плодородности почв.
Читайте также:  Как вычитают алименты из зарплаты до или после НДФЛ

Реализация каждого из таких мероприятий тщательным образом проверяется уполномоченными на это органами государственной власти.

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ . Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.

Подробнее о том, что собой представляют и как охраняются земли лесного фонда.

Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:

– по сохранению почв и их плодородия;

– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

– защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям и иным растениям);

– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

– сохранению достигнутого уровня мелиорации;

– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса — потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.

Под охраной подразумевается некий комплекс действий государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц и граждан с целью сохранить земли как природный ресурс и ключевой компонент окружающей среды.

Учитывая правовой статус и исключительную ценность необходимо принимать все меры, препятствующие нарушению сохранности земли:

Таким образом, охрана земель — это система правовых мер, принимаемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами наделов для предотвращения негативного воздействия на земли, а также их контроль органами государственной и муниципальной власти.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *