Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации порядок назначения и полномочия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации порядок назначения и полномочия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

Дополнительная нагрузка

Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.

Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.

Права института уполномоченного по правам ребенка

Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:

  • Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
  • Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
  • Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
  • Защищать права детей в судебной инстанции;
  • Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
  • Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
  • Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
  • Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
  • Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
  • Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
  • Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
  • Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
  • Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.
Читайте также:  Минимальный размер декретных в 2023 году на второго ребенка

Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России

Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.

В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:

  • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
  • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
  • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.

Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.

Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.

Специфика деятельности детского омбудсмена

Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?

Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.

Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

В каком случае обращаются к омбудсмену

Уполномоченный по правам ребёнка содействует разрешению широкого круга проблем. В первую очередь – это жалобы на ущемление прав и интересов несовершеннолетнего. Омбудсмен готовит соответствующий запрос в государственные органы о привлечении виновных к ответственности за действие или бездействие.

Когда можно обратиться к уполномоченному:

  • Бездействие или решение властей нарушающие права ребёнка.
  • Необходимость помощи в судебных делах, касающиеся несовершеннолетних. Омбудсмен имеет право присутствовать на процессе.
  • Разрешение споров между учителями или другими работниками образовательной сферы и детьми.
  • Урегулирование конфликтов между попечителями и несовершеннолетними.

Обращение к детскому омбудсмену

Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.

Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область — это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.

Читайте также:  Льготы многодетным СПБ 2023 с накого числа на электричке

Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Задачи региональных омбудсменов

Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:

  • анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
  • работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
  • содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
  • подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
  • обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.

Деятельность субъектных омбудсменов значительно отличается от работы правоохранительных инстанций. Так, прокуратура должна осуществлять контроль за надлежащим исполнением закона, а также согласовывать деятельность правоохранительных органов. Уполномоченный же по правам детей не ищет проблему, а занимается непосредственно ее решением. Он выявляет эффективные методы борьбы с несправедливостью, придает те или иные случаи огласке, консультируется с центральным комитетом или международными инстанциями. Таким образом, существует невероятно много направлений деятельности уполномоченного по правам ребенка.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Отличие от других правозащитных органов

При выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка Уполномоченный вправе обратиться в суд, компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка.

Кроме вышеозначенной деятельности, Уполномоченный готовит предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка, а также привлекает к совместной работе квалифицированных специалистов и создает экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекает к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности Уполномоченный и его представители тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите их прав и законных интересов. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры довольно сложна и не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого из них — в случае необходимости он может самостоятельно обратиться за помощью. В силу этого Уполномоченный имеет возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим.

Читайте также:  Можно ли оплатить госпошлину в МФЦ за паспорт в 14

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть, по сути, комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.
Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.

Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.

На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.

Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.

Читать так же: Долги при разводе

Уполномоченный по правам ребенка: основные функции

Уполномоченный по правам ребенка в РФ – Павел Астахов, обладает очень широкими полномочиями по защите законных интересов ребенка и его прав. Представитель по правам ребенка не заменяет государственную власть.

Свою деятельность Уполномоченный по правам ребенка согласует с Конституцией и Законодательством РФ, способствуя соблюдению равновесия между государством и его гражданами. Также он руководствуется нормами международного права.

Уполномоченный по правам ребенка занимает свой пост и покидает его по решению ГД РФ. Осуществляя свои функции, остается независимым и неподотчетным ни перед государственными органами, ни перед должностными лицами. Он обладает неприкосновенностью полный срок, на который имеет полномочия.

Без согласия ГД его не могут привлечь ни к какому виду ответственности, будь она административной либо уголовной, которая может быть наложена в судебном порядке. Его не могут ни арестовать, ни задержать, ни обыскать. Ему не могут устроить личный досмотр. Исключение составляют только те случаи, когда он был пойман при совершении преступления.

Иммунитет неприкосновенности распространяется на его жилье, служебное помещение, автотранспорт, служебный и личный, багаж, переписку, средства связи, документы.

Уполномоченный по правам ребенка РФ препятствует нарушению прав ребенка любыми институтами власти, сотрудниками детских учреждений и взрослыми людьми, включая родителей.

В его полномочиях дополнять уже имеющиеся средства защиты, но он не отменяет и не представляет к пересмотру компетенцию, которую имеют государственные органы, обязанные обеспечивать и восстанавливать нарушенные права и свободы.

Уполномоченный в РФ по правам ребенка Астахов имеет настолько большую широту прав, что при введении режима ЧП и ЧС, либо военного положения на территории Российской Федерации, части территории, его деятельность не прекращается и компетенция ничем не ограничивается.

Получив информацию, что где-то грубо нарушены права или свободы маленьких граждан, а информация имеет при этом широкий общественный резонанс, он незамедлительно принимает меры к исправлению ситуации. В таком случае лица, чьи законные интересы были попраны, не могут самостоятельно обратиться в судебные органы за защитой.

Астахов вправе проявить инициативу и принять соответствующие меры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *