Что должны уметь дети в 2 5 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что должны уметь дети в 2 5 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На рубеже 2-3 лет есть два основных момента развития крохи, которым стоит уделить отдельное внимание: начало сепарации и период «почемучки». Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное. От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в «атомных войнах» или «мире и согласии».

Признаки задержки развития

Часть малышей, которым уже исполнилось 2-3 года, не могут использовать речь для коммуникации. Причины − в задержке развития (ЗРР). Если есть проблема, то ребенок:

  • мыслит, но не может сформулировать, что он думает;
  • затрудняется ответить на вопросы взрослого человека;
  • наполняет активный и пассивный словари очень медленно;
  • строит долго даже простую фразу и произносит её с ошибками;
  • не может повторить несложное предложение за взрослым;
  • очень часто перестанавливает слоги, «теряет» звуки;
  • сильно напрягает мышцы лица, когда пытается произнести некоторые звуки;
  • не понимает смысла прочитанной ему сказки;
  • испытывает проблемы с мелкой моторикой, не может собирать матрешек, кубики, пазлы.

Самостоятельно в домашних условиях проблему можно диагностировать. Но потом все же стоит проконсультироваться со специалистом.

Проводить «тестирование» нужно ближе к третьему году жизни малыша. Во-первых, следует понаблюдать за тем, как он играет, взаимодействует со сверстниками, общается.

Во-вторых, нужно оценить словарный запас ребенка – как активный, так и пассивный. Далее следует понять, насколько быстро говорит малыш. Если он торопится – это не очень хорошо, предпосылка для заикания.

Для тестирования лучше использовать карточки. Предложите ребенку рассказать, что на них изображено. Не следует просить малыша повторять за взрослым, так как он будет копировать произношение. А нужно, чтобы ребенок:

  • опознал предмет или существо, изображенное на карточке;
  • правильно произнес слово, обозначающее это.

СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.

В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.

Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает.

Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.

Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:

  • размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
  • количество (много, мало, один);
  • названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
  • предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
  • обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).

Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).

Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:

  • разучивать с ним простые четверостишия;
  • учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
  • чем отличаются две похожие картинки.

ИНТЕЛЛЕКТ, ЛОГИКА, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ

Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.

Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).

В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.

Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:

  • собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
  • определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
  • различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
  • находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
  • определять предмет по его описанию;
  • описывать сюжет картинки;
  • рассказывать, что делал в течение дня.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

  • Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
  • Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.
Читайте также:  Отказ от ИПР инвалида 3 группы в Беларуси в 2023 году

Поведение: понимаем малыша

В два года дети не скрывают своих эмоций: будь то радость, огорчение, обида, ревность или «крокодиловые слезы» из-за пропущенной прогулки в парке. Не заостряйте внимание малыша на негативных эмоциях, обнимите его, покажите, что вы рядом и дайте время, чтобы он успокоился. У малыша должна быть возможность самому разобраться в своих чувствах, чтобы в будущем он смог лучше управлять своими эмоциями. Иногда надо помочь ребенку понять, почему он испытывает определенные чувства: «Ты так расстроился потому, что мама не взяла тебя не прогулку в парке».

Если игрушки не будут вести себя так, как задумал малыш, это тоже может вызвать приступ раздражения. Ребенок может в сердцах раскидать кубики, которые не желают складываться в замок, или накричать на них. В этом возрасте у детей очень активное воображение, и они не всегда могут провести грань между выдумкой и реальностью. Ребенку трудно смириться с тем, что его «я хочу» не может заставить окружающих поступать определенным, нужным ему образом. Ему пока трудно осознать необходимость контролировать свои импульсы.

Когда дети не могут выразить свои чувства словами, они могут перейти к активным действиям, например, к укусам. Ребенок уже понимает слово «нельзя», поэтому пусть и не с первого раза, поймет, что так поступать не стоит.

Малыш может посочувствовать чужой боли и пожалеть маму, например, если она прищемит пальчик. Проявлять свои эмоции дети учатся, наблюдая за взрослыми: ребенок погладит маму по голове, поцелует ее в заболевшее место — ведь именно так поступает мама, утешая самого малыша.

Играя с игрушками, ребенок также может выражать разные эмоции: погладить или обнять любимую куклу или бросить на пол «провинившегося» мишку.

У малыша нет чувства времени, и иногда ему трудно самостоятельно прервать одно занятие, чтобы перейти к другому. Погрузившегося в игру ребенка будет не просто убедить, что пора обедать или чистить зубы. Если несколько раз до «часа пик» мама напомнит малышу, что скоро обед, ему будет легче смириться с неизбежным.

Поначалу, на игровой площадке ваш малыш может играть самостоятельно, как будто не замечая других детей. Это так называемая «параллельная» игра, когда дети осознают присутствие своих ровесников, но не готовы сразу перейти к активному общению и совместным играм. Постепенно, малыши учатся играть вместе. Изучая реакции друг друга, они осознают, какие действия приводят к плачу и прекращению игры. И, наоборот, на практике приходят к выводу, что играть по очереди «общими» игрушками гораздо интереснее. В этом возрасте у детей появляются первые товарищи и друзья, которых они выделяют и с кем предпочитают играть.

Физическое развитие ребенка

В течение первой половины 3-го года жизни малыш становится крепче и физически совершеннее, увеличивается его активность. Мышцы тела становятся крепче, выносливее, уходит младенческая припухлость. Заметно, как изменилось его тело, стали крепкими ноги, стали вытягиваться кисти рук. Больше нет необходимости тщательно смотреть за скоростью набора веса и роста. Теперь основой для оценки малыша становятся его навыки и умения. Посещать педиатра для контроля состояния здоровья карапуза достаточно 1 раз в полгода. Вес ребенка за первые 6 месяцев 3-го года жизни изменяется всего на 1-1,5 килограмма, рост – от 1,5 до 4 см. Большую роль в этом процессе играет генетика ребенка. В семьях, где мама и папа высокие и крупные дети часто показывают результат набора веса и роста выше установленной планки, а в семьях, где родители небольшие по росту и весу – ниже. Для определения гармоничности развития малыша лучшим способом будет обратиться к участковому педиатру для осмотра и оценки.

В первые 6 месяцев 3-го года жизни большинство малышей спят ночью в течение 10 часов и 1 раз днем 2 часа. Дневной сон в этом возрасте необходим, хотя многие дети начинают усиленно протестовать. Если уложить кроху не удается, то предложите ему просто полежать, отдохнуть, чтобы восстановить свои силы.

Следование режиму дня позволяет избежать многих сложностей с поведением и негативными эмоциональными проявлениями (истерика из-за усталости, слезы из-за голода). Если вы установили определенный режим ранее, то вносить в него изменения без веских причин (начало посещения ДС, смена часового пояса) не желательно. Единственной рекомендуемой нормой для всех детей является время вечернего засыпания – 22.00.

В течение дня хорошо предложить малышу различные виды активности:

  • Зарядка;
  • Прогулка на улице;
  • Самостоятельные игры;
  • Развитие бытовых навыков;
  • Развивающие занятия;
  • Подвижные игры и т. д.

Как развивать ребенка?

Всестороннее развитие ребенка – непростая задача. Важно вовремя выработать необходимые навыки, чтобы взрослея, малыш мог уверенно осваивать новые вершины познания. Чтобы было легче оценивать достижения, готовить материал для ежедневных игр и контролировать всесторонность развития, мы подготовили таблицу-шпаргалку для родителей по развитию ребенка от 2 до 2,5 лет. Хорошо, если в течение недели удается проработать каждую из дисциплин, предложив по 2-3 варианта.

Название направления деятельности Вырабатываемый навык или получаемые знания Вариант занятия
Логика, первые математические знания Понимание основных понятий логики 1. Во время игры акцентируйте внимание на: • форму используемых предметов (круг, квадрат); • размер (большой, маленький, средний); • количество (один, много); 2. Предлагайте найти предмет по обозначенному признаку. 3. Задавайте вопросы об игрушках, подсказывая, какой из терминов можно использовать
Умение сортировать 1. Предложите малышу разложить предложенные предметы в разные коробки: • по цвету; • размеру; • форме. 2. Подготовьте 6-8 карточек с животными и бытовыми предметами. Попросите разобрать карточки на 2 группы. Повторите с другим набором карточек; 3. В тарелку насыпьте горсть фасоли и орехов. Предложите разнести зерна в разные баночки.
Ориентация в пространстве. Расположение (слева, справа, сзади, спереди, выше, ниже, далеко, близко) 1. Покажите картинку, на которой предметы расположены на разном расстоянии. Расскажите, где находится каждая вещь; 2. Разложите перед крохой различные по форме и цвету предметы. Расскажите, где находится каждый из них по отношению к ребенку (слева, справа, далеко, близко); 3. Спросите малыша, где находится предмет, на который он смотрит.
Сопоставлять, подбирать Умения развиваются при помощи: • Пазлов; • Вкладышей; • Пирамидок; • Разрезных картинок. Для формирования умения подбирать предложите игры «кто где живет?», «чей это голос?», «кто что кушает?».
Счет В 2-2,5 года малыш может научиться считать до 3. Возьмите мяч, скажите «один», возьмите в ту же руку второй мяч, скажите «два». Уберите один мяч, скажите «один».
Мышление • Спрашивайте ребенка, что может произойти, если пихнуть мяч на столе, достать кубик из середины башни и т. д. Предлагайте, как можно чаще задумываться и предугадывать варианты развития игровых событий; • Предложите несложные загадки. «Прыгает и очень любит морковку» (Заяц), «рыжая, хитрая, съела колобка» (Лиса). Хорошо, если задавая вопрос, вы будете подсказывать ответ картинкой или карточкой.
Классификация 1. Предложите принести вам несколько игрушечных овощей, животных, посуду. Используйте это упражнение с теми обобщающими словами, которые малыш точно знает; 2. Попросите найти все круглые (квадратные, желтые, мягкие) предметы; 3. Попросите найти на картинке с животными всех с рогами, копытами, перьями и т.д.
Изучение свойств предметов Разграничение предметов по их свойствам и применению Съедобное – несъедобное; Подготовьте картинку, на которой изображены знакомые крохе овощи и фрукты вперемежку с бытовыми предметами. Расскажите, что из этого можно кушать, а что нет. Попросите найти все несъедобные предметы; При помощи картинок и объяснения изучите с ребенком понятия: 1. Живое – неживое; 2. Красное, желтое, синее и т. д.; 3. Круглое, квадратное и т.д.; 4. Длинное – короткое; 5. Высокое – низкое; 6. Широкое – узкое; 7. Теплое – холодное; 8. Твердое – мягкое; 9. Шершавое, гладкое, колючее и т. д.; 10. Тяжелое –легкое; 11. Вкусное – полезное – невкусное.
Развитие внимания Умение находить заданную деталь, выбирать один-два заданных предмета из 10 предложенных 1. Удобно при помощи карточек или рисунков просить найти определенный предмет с заданной характеристикой (желтый мяч, пушистый котенок); 2. Просить найти два одинаковых или похожих предмета на карточках
Развитие памяти Поиск подобия по памяти: найти, что пропало, что добавилось 1. Взять несколько парных картинок и показать ребенку. Попросить запомнить их расположение. Перевернуть. Попросить найти все пары по памяти; 2. Положите несколько разных карточек, попросите запомнить. Уберите одну и попросите сказать, что пропало; 3. Тоже, что в п. 2, только добавив карточку; 4. Предложите 3-4 карточки с изображением сцен из знакомой сказки. Предложите разложить их в правильном порядке.
Формирование памяти о произошедших за день событиях 1. После прогулки предложите карапузу вспомнить, что он делал. 2. Предлагайте обсуждать события дня.
Физическое развитие Тренировка основных мышц, двигательных навыков Во время утренней гимнастики предложите малышу: • Ходить по наклонной доске; • Прыгнуть с места в определенную точку; • Научиться кувыркаться; • Обходить различные предметы, перешагивать их; • Приседать; • Наклоняться; • Ловить и бросать мяч; • Ходить на цыпочках. Во время прогулки: • Подражать животным; • Переносить разные по весу предметы; • Совершенствовать умение играть с мячом; • Бегать с разной скоростью; • Лазать по спортивным снарядам. Хорошо посещать бассейн и учиться плавать; Занятия на фитболе хорошо тренируют вестибулярный аппарат, координацию.
Музыка и ритм Формирование умения понимать музыку, различать музыкальные инструменты, звуки 1. Предлагайте слушать, подпевать детским песенкам; 2. Покажите, как хлопать в такт, расскажите про различные темпы музыки; 3. Играйте с музыкальными инструментами, включайте звуки фортепиано, скрипки, флейты и называйте инструмент; 4. Вместе слушайте классическую музыку, обсуждайте чувства, эмоции, вызванные композицией; 5. Покажите, в чем разница между тихим и громким звуком; 6. Пойте ребенку; 7. Учите танцевать
Рисование Развитие умения выражать собственные эмоции, навыка пользоваться различными способами рисования, различать и подбирать цвет 1. Покажите, как рисовать линии, окружности, точки при помощи карандаша, кисточки, пальцев, губки; 2. Рисуйте на глазах у ребенка простые предметы, животных; 3. Научите проводить карандашом вертикальные и горизонтальные линии; 4. Познакомьте с раскраской, не настаивайте на четком соблюдении линий; 5. Акцентируйте внимание на выбранном цвете, показывайте, как можно изменить цвет, смешивая краски;
Лепка Развитие фантазии, мелкой моторики Познакомьте кроху с разными техниками лепки: • Отщипывание маленьких кусочков от большого; • Сплющивание; • Катание колбасок; • Создание комочков разной формы; • Рисование пластилином; • Соединение колбаски в кольцо; • Создание предметов с использование разных формочек; К 30-ти месяцам познакомьте с ножом для пластилина
Аппликация Знакомство с новым видом творчества, развитие пространственного мышления, анализ и синтез Предложите крохе выполнить аппликацию с использованием разных техник: • Наклеивание готовых деталей по контуру; • Создание объемных аппликаций из ваты, ниток, обрезков ткани; • Создание пазлов и разрезных картинок; • Комкование разноцветной бумаги и формирование объемной поделки.
Конструирование Развитие пространственного мышления, умения работать по образцу Покажите ребенку как построить: • Дом; • Гараж; • Дорогу; • Паровоз; • Башню; • Стул и стол и т.д.
Окружающий мир Изучение предметов и явлений Познакомьте при помощи карточек, прогулок, книг: • Домашними и дикими животными. Расскажите, где они живут, что кушают, как «говорят»; • Птицами; • Насекомыми; • Растениями • Различными продуктами; • Профессиями; • Транспортом; • Правилами поведения; • Частями тела человека, животного, насекомого. Расскажите, что общее, что отличительное у представителей разных видов; • Явлениями природы (дождь, снег и т. д.); • Временами года, временем суток.
Речь Развитие активной речи Предлагайте малышу: • Отвечать на простые вопросы; • Разговаривать на разные темы; • Читать стихи, сказки, петь песни; • Обсуждать увиденное и прочитанное; • Вместе рассказать знакомую сказку по картинкам или наизусть; • Воссоздать знакомую сказку при помощи игрушек.
Артикуляция Тренировка мышц лица • Предлагайте самостоятельно надувать мыльные пузыри; • Перед зеркалом повторять за вами разные слоги, кривляться, показывать разные эмоции; • При помощи трубочек для сока заставлять воду пузыриться.
Моторика Совершенствование владения пальцами рук Рекомендуемые занятия: • Лепка; • Рисование пальчиками, кистью, губкой; • Игры с вкладышами, бизибордами; • Переливать и пересыпать; • Клеить наклейки; • Комкать бумагу; • Игры с прищепками; • Простые шнуровки; • Мозаики и пазлы.
Сенсорика Развитие умения отличать, узнавать предмет по ощущениям, звучанию 1. Положите в непрозрачный мешок 2-3 знакомых предмета. Предложите наощупь угадать, что это; 2. Попросите потрогать разные предметы и рассказать о своих ощущениях, найти пару с такой же температурой, фактурой, цветом; 3. Включайте звуки разных инструментов, называйте их, попросите назвать.
Коммуникация Формирование навыка общения с детьми • Чаще бывайте на прогулке; • Выражайте сами симпатию к другим детям, указывая на их положительные черты (красивая девочка, быстрый мальчик), но не сравнивая с собственным ребенком; • Спрашивайте малышей на площадке, как их зовут, предлагайте малышу самому познакомиться; • Показывайте варианты совместных игр; • Учите меняться игрушками.
Читайте также:  Как правильно отвечать на полиграфе кандидат МВД

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Норма речевого развития

Каждый ребенок неповторим и индивидуален, поэтому нормы развития речи формируются по некому усредненному показателю. Диагноз «задержка речи» в два года еще не ставится. Если родителей волнуют вопросы речевого развития малыша, то они могут записать его на прием к детскому неврологу, который поможет разобраться в ситуации.

Нормой в два года считается, если ребенок:

  • много болтает, его словарный запас насчитывает от 10 до 300 простых слов;
  • умеет отвечать на заданные вопросы словами «нет» и «да»;
  • прощается и здоровается (или машет рукой);
  • понимает просьбы и речь взрослого;
  • показывает рукой на разные предметы и пытается назвать их.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития ребенка 2 лет

Проводить диагностику нужно ближе к концу третьего года жизни. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком в обычных ситуациях, когда он играет, общается с ровесниками или взрослыми людьми.

Следует обращать внимание на речь малыша, его словарный запас, количество слов в предложении, умение строить фразы. Также нужно смотреть медленно или быстро говорит ребенок. Быстрый темп речи может быть предвестником заикания.

Читайте также:  Как узнать номер дела в суде по фамилии истца

Для проверки произношения нужно предложить ребенку назвать различные предметы самому, а не повторять слова за родителями. Проверяется произношение шипящих, свистящих, сонорных и звонких звуков.Одновременно отмечают, не пропускает ли ребенок звуки в словах, не переставляет ли слоги, не укорачивает ли слова. При обнаружении отклонений рекомендуется показать малыша специалисту для проведения комплексного обследования.

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

К двум годам дети начинают проявлять первую самостоятельность. Ещё вчера кроха безропотно позволял маме одевать и обувать его, а сегодня он отталкивает мамины руки, пытаясь неумело натянуть на голову шапочку. На прогулке он может отказываться держаться за руку, бежать вперёд взрослых.

В этом возрасте родители часто слышат от своего малыша слова «Я сам». Подавлять желание самостоятельности не стоит. Если кроха хочет сам одеться, не запрещайте ему. Да, он будет долго возиться, у него будет плохо получаться и в конце концов вам придётся все поправлять. Наберитесь терпения и не ругайте малыша – он только учится.

Если ребёнок не может выразить своё желание словами, он начинает плакать, кричать. Двухлетка ещё не умеет контролировать эмоции, поэтому неудовлетворённые потребности вызывают бурную негативную реакцию. Если вас раздражает такое поведение, помните, что ребёнок делает это не назло вам, а потому что иначе пока не умеет.

Любой физический дискомфорт (жара, холод, жажда или усталость) негативно влияют на эмоциональное состояние малыша. Если он не выспался, замёрз или проголодался, он начнёт капризничать, хныкать, отвлекаться от занятий или игры. Не ругайте ребёнка, а выясните, что его беспокоит.

Большое влияние на детскую психику оказывает окружающая обстановка, особенно в семье. Если мама, папа и другие члены семьи постоянно ссорятся, кричат друг на друга, выясняют отношения на повышенных тонах, малыш становится беспокойным, тревожным, плаксивым. Его психическое развитие замедляется, появляются различные страхи.

Тёплая, дружественная домашняя атмосфера, напротив, положительно отражается на ребёнке. Дети, которые чувствуют себя в безопасности, имеют стабильную, уравновешенную психику, хорошо развиваются.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей, пальцев рук и ног. Она тесно связана с речью и мышлением, поэтому тренировка мелкой моторики способствует развитию речевых и мыслительных навыков.

В двум годам пальчики малыша становятся уже довольно ловкими, и он с удовольствием играет с мелкими предметами. Двухлетка должен уметь делать следующее:

  • раскладывать мелкие предметы по коробочкам или ящичкам;
  • собирать пирамидку из колечек, строить высокую башню из кубиков;
  • уверенно орудовать ложкой, набирая еду и отправляя её в рот;
  • нанизывать крупные бусины или шарики с дырочками на шнурок;
  • листать книжные страницы;
  • расчёсывать волосы себе и куклам;
  • расстёгивать пуговицы, кнопки, липучки на одежде и обуви;
  • держать в руках письменные принадлежности – карандаш, ручку, фломастер.

Для развития моторики полезно играть с мелкими предметами. Приобретите малышу конструктор, подходящий по возрасту, и учите его собирать разные фигуры. Можно рассортировывать по коробочкам разноцветные бусинки, пуговицы, монетки. Не оставляйте ребёнка одного во время игры с мелкими предметами, следите, чтобы он ничего не проглотил и не засунул в ухо или нос.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *