Не электронные способы закупок. Неторговые способы закупки: достоинства и особенности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не электронные способы закупок. Неторговые способы закупки: достоинства и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

Чем отличается аукцион от редукциона?

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Полный перечень перечислен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что в обосновании выбора единственного поставщика больше нет необходимости, заказчик по-прежнему обязан обосновывать цену контракта с ним.

Закупка у единственного поставщика

Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрен такой вид закупки, как закупка у . Данный способ закупки может быть предусмотрен в Положении о закупке.

Единственный поставщик – это лицо, с которым заказчик готов заключить договор без проведения процедуры конкурентных видов закупки.

Для закупки у единственного поставщика заказчиком должны быть определены условия, когда может применяться подобный вид закупки, например, пределы цены договора.

С 1 июля этого года закупки по 223-ФЗ станут проходить по новым правилам. Порядок проведения торгов с участием естественных монополий, публично-правовых и госкомпаний, ГУП и МУП был изменен Законом от 31.12.17 № 505-ФЗ.

Антимонопольная служба постановила, что в отношении неправомерного выбора способа закупки заказчик нарушил ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, а также нашла другие нарушения, а именно — п. 4 ч. 1 ст. 3, пп. , ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (неизмеряемые требования к участникам закупки и др.). В итоге заказчику выдали предписание об аннулировании открытых конкурентных переговоров в электронной форме.

Читайте также:  Выплаты на 3 ребенка в 2024 году в Рязани

Кроме того, его оштрафовали по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Эта статья подразумевает штраф на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Изменениями 2019 года

Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок — это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.

В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Партнерские программы: взаимовыгодное сотрудничество

Партнерские программы являются выгодными для обеих сторон. Организация, предоставляющая товары или услуги, получает дополнительный канал распространения и увеличивает свой объем продаж. Организация, продвигающая товары или услуги другой компании, получает комиссию за каждую продажу или действие, совершенное посредством ее рекламных материалов или ссылок.

Преимущества участия в партнерских программах:

  • Дополнительный источник дохода – партнерство позволяет получать комиссию за каждую успешную продажу или действие, совершенное посредством партнерской ссылки или материалов;
  • Расширение клиентской базы – партнерская программа позволяет достичь новых клиентов, которые могут быть заинтересованы в товарах или услугах партнера;
  • Рост узнаваемости и авторитетности – партнерство с известными организациями может повысить репутацию и доверие к компании;
  • Снижение затрат – партнерская программа позволяет экономить на маркетинге и рекламе, так как партнеры берут на себя часть затрат по продвижению товаров или услуг.

В целом, партнерские программы являются эффективным инструментом для увеличения продаж и привлечения новых клиентов. Они позволяют организациям развиваться, расширять свой бизнес и сэкономить на затратах.

Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, применяют в своей деятельности торговые и неторговые способы закупки (рис.1).

Рисунок 1. Возможные способы закупки по Закону №223-ФЗ

Обязательными способами закупки, которые должны быть предусмотрены положением о закупке заказчика, являются конкурс и аукцион (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Конкурс и аукцион — это формы торгов (ч.4 ст. 447 ГК РФ). Кроме «торговых» способов закупки заказчик в своем положении о закупке имеет право предусмотреть так называемые «неторговые» способы (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Такие способы закупки могут быть любыми. Главное, о чем следует помнить при разработке положения о закупке в части определения способов закупки, это необходимость соблюдения принципов и требований Закона №223-ФЗ, Закона №135-ФЗ, ГК РФ.

Наибольшее распространение среди заказчиков получили такие неторговые способы закупки, как запрос предложений, запрос котировок (цен), закупка у единственного поставщика.

Таблица 1 — Основные способы закупки

Способ закупки Победителем признается Обязанность заключить договор по результатам закупочной процедуры Нормативная база
Конкурс Победителем в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч.2 ст.3 223-ФЗ). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (п.4 ст.447 ГК РФ). Заключение договора — обязанность в соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ Ст.447 — 449 ГК РФ Ст.3 — 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке
Аукцион Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч.2ст.3 223-ФЗ).
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (п.4 ст.447 ГК РФ).
Запрос предложений Как правило, победителем запроса предложений признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в закупочной документации на основании положения о закупке Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ) Ст. 3 — 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке
Запрос котировок Как правило, победителем запроса котировок признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. Порядок определения победителя при проведении запроса котировок устанавливается закупочной в документации на основании Положения о закупке.
Закупка у единственного поставщика Победитель не определяется, т.к. закупка осуществляется у конкретного лица по основаниям, предусмотренным положением о закупке
Читайте также:  Нужно ли платить налог при покупке автомобиля с рук

Правила выбора конкретного способа осуществления отдельной закупки заказчик устанавливает в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ).

Запрос предложений заказчики обычно проводят в том случае, если необходимо оценить заявки участников по нескольким критериям, а конкурс проводить нецелесообразно.

Алгоритм проведения запроса предложений, как правило, совпадает с алгоритмом проведения конкурса. При этом минимальный срок приема заявок в запросе предложений законодательно не установлен и должен быть определен в положении о закупке.

Как правило, заказчики отводят 7 — 10 дней на прием заявок на участие в запросе предложений.

Поскольку проведение запроса предложений не регламентировано ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом №223-ФЗ, заказчику необходимо дать ему определение в положении о закупке.

Например, можно включить следующую формулировку: «Запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке».

Хотя Закон №223-ФЗ не требует от заказчиков обязательного создания комиссии по закупкам, при проведении запроса предложений такую комиссию имеет смысл создавать для оценки предложений участников в соответствии с документацией.

Основные виды и способы закупок по 223-фз

Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения. Субъекты неконкурентной закупки В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

  1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
  2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
  3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
  4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Сравнение способов закупок по 223-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» существуют различные форматы и процедуры закупок, которые определяются в зависимости от конкретной ситуации и задачи. Одной из основных различий между закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ является применение конкурентных и неконкурентных процедур.

Как и в закупках по 44-ФЗ, закупки по 223-ФЗ могут быть конкурентными, то есть проводиться на основании конкурса, аукциона или запроса предложений. Эти процедуры позволяют определить победителя среди нескольких участников и выбрать наиболее выгодное предложение. Однако в отличие от 44-ФЗ, закупки по 223-ФЗ могут также осуществляться в формате неконкурентного определения поставщика.

Неконкурентные процедуры по 223-ФЗ используются при особых обстоятельствах, например, в случае закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, либо если имеется техническое или иное препятствие для конкурентной процедуры. В таких случаях организаторы закупок определяют поставщика без проведения конкурса или аукциона. Однако это должно быть обосновано и документально подтверждено.

Как закупают по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ определяются как процедуры, в рамках которых организации определяют поставщика, независимо от его формата — торгового или неторгового.

Читайте также:  Льготные путёвки для пенсионеров в Москве в 2024 году

Для определения победителя закупки по 44-ФЗ применяются конкурентные процедуры, включая аукционы и конкурсы.

Формат закупки и способ ее определения по 44-ФЗ выбираются организацией самостоятельно в зависимости от поставленных целей и требований.

В отличие от 223-ФЗ, закупки по 44-ФЗ не всегда требуют проведения конкурентной процедуры. Организации могут применять и неконкурентные процедуры, если постановлениями Правительства РФ это предусмотрено.

Поэтому, для определения способа закупки по 44-ФЗ необходимо внимательно изучить законодательство и постановления, чтобы выбрать наиболее подходящий и эффективный вариант.

Как использовать неторговые способы закупок на практике?

Теперь, когда вы осознали потенциальную пользу неторговых способов закупок, вы, наверное, задаетесь вопросом, как их использовать в своем бизнесе. Вот несколько советов для вас:

  • Исследуйте возможности: Изучите специальные платформы или сообщества, где вы можете найти партнеров для неторговых сделок. Возможно, вы будете удивлены, сколько возможностей предоставляют эти ресурсы.
  • Будьте гибкими: Иногда в неторговых сделках вы должны быть готовым сделать компромисс. Если вы не можете получить желаемый товар или услугу напрямую, возможно, вам придется заключить серию сделок с разными партнерами.
  • Не забывайте о ценности: Помните, что неторговые способы закупок должны быть взаимовыгодными для обеих сторон. Убедитесь, что то, что вы предлагаете в обмен, будет ценным и полезным для вашего партнера.

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Запрос цен
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок
  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

З аказчик, который работает по Закону № 223-ФЗ, должен прописать в своем положении о закупке порядок подготовки и проведения процедур, включая способы закупки и условия их применения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В положении о закупке можно предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы. Заказчик обязан установить порядок закупки с помощью таких способов (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). А затем сведения о способе закупки отразить в извещении.

Заказчик, который стал субъектом разбирательства в решении ФАС от 13.11.2014 по делу № 223 ФЗ-134/14, сделал это, но недобросовестно. Разберем подробно решение антимонопольной службы и отметим ошибки заказчика.

Антимонопольная служба постановила, что в отношении неправомерного выбора способа закупки заказчик нарушил ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, а также нашла другие нарушения, а именно — п. 4 ч. 1 ст. 3, пп. , ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (неизмеряемые требования к участникам закупки и др.). В итоге заказчику выдали предписание об аннулировании открытых конкурентных переговоров в электронной форме.

Кроме того, его оштрафовали по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Эта статья подразумевает штраф на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

В статье расскажем о том, что делать начинающему заказчику, чтобы начать закупочную деятельность, как составить положение о закупках, какие правила и сроки учесть, а также о том, как поставщику подготовиться к первой закупке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *