Что значит демократический режим государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит демократический режим государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.

С греческого языка демократия дословно переводится как «власть народа» (demos – «народ» и kratos – «власть»).

Определение 1

Демократия – это форма политического устройства, когда каждый гражданин государства вправе участвовать в управлении страной

Основу управления в демократическом государстве составляет не какое-либо решение правительства, а постоянно действующий закон. Перед законом все равны: и граждане государства, и органы государственной власти в равной степени подчиняются ему.

В настоящее время демократия является самой распространенной формой политического устройства государства и наиболее эффективным способом управления людьми.

Сравнительный анализ основных политических режимов

Пример 1

В Англии разрешалось все, что не было официально запрещено.
В Испании запрещалось все, что не было официально разрешено.
В СССР запрещалось все, включая то, что было официально разрешено.

Эта шутка, как и любая другая, содержит немалую долю правды.

Основная характеристика демократического политического режима, суть этой системы управления, состоит в том, что субъектом политического процесса и носителем суверенитета государства является его народ. Это неотъемлемый признак различных проявлений такого уклада.

Рассмотрим основные разновидности демократического режима:

  • Прямая демократия. При таком укладе народ непосредственно влияет на законодательные процессы и деятельность властных структур.
  • Представительная демократия. Такая система управления предполагает избрание народом представителей для организации государственной власти.
  • Плюралистическая демократия. В рамках этого режима действуют различные политические объединения, которые позволяют своим членам влиять на принятие законодательных решений. То есть власть одновременно осуществляется множеством автономных групп. Политика здесь выступает как конфликт этих групп, во время которого принимаются компромиссные решения, стремящиеся удовлетворить максимальные объемы интересов.

Разновидности демократического режима

Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:

  • Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
  • Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
  • Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.

В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.

Что такое политический режим?

Политический режим – это совокупность средств и методов, используемых властью для осуществления своей деятельности. В это понятие входят такие аспекты как способы голосования, наличие взаимной зависимости между ветвями власти, принципы принятия решений и прочее. Многим кажется, что у словосочетания «политический режим» присутствует отрицательная коннотация. Однако это нейтральный термин, который в политологии применяется по отношению ко всем государствам.

В настоящее время политический режим – одно из важнейших понятий, используемых политологами при описании устройства государств. В частности, оно позволяет быстро сравнивать различные страны, исследовать различия в применяемых подходах к власти. Интерес представляет зависимость социальных, экономических и прочих показателей от действующего политического режима, а также направления и способы взаимных трансформаций разных режимов.

Принципы и черты демократии

Когда-то небезызвестный А. Линкольн сказало том, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. Нужно сказать, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, центральным, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Кроме прочего, данное понятие включает в себя несколько других черт:

  • Народ и только народ может быть единственным легитимным источником власти в стране.
  • Государственная власть признается действительной только в том случае, когда ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах.
  • Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, причем власть всегда обязана прислушиваться к мнению большинства.
  • Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них; могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной.
  • В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти.
  • Если власть злоупотребляет доверием граждан, если в стране имеются все признаки тирании, то народ имеет право досрочно отстранить главу страны от управления, а также потребовать новых выборов, в том числе и с целью изменения состава и функций правительственных органов.

С чего начать, как положить конец невежеству

Опять же ответ «лежит под ногами». Следует поставить в управление обществом вашу свободную СОВЕСТЬ и РАЗУМ!

Читайте также:  Продленки в школах Москвы

Чтобы законодательная власть в государстве была местом сосредоточия мысли, дискуссий, выработки осмысленных законов на благо народа и страны. А чтобы так было – следует отбирать в законодательную власть: свободных совестью (независимых), умных, порядочных, честных людей. В этом и состоит простая, главная мысль, изложенная в «Манифесте демократии – власти Чести, Совести и Ума».

«Манифест демократии» был впервые опубликован в Германии в декабре 2010 года в газете «Германия плюс». Позже его текст был дополнен и предложен для ознакомления во все 70 политических партий России, в Государственную Думу и Совет Федерации РФ, в Правительство РФ, Администрацию Президента РФ и во все высшие исполнительные органы российской власти. И реакция на него была разная.

Одни, прочитав – молчат. Они знают, что все партии, говоря о демократии, на самом деле вынашивают тайные планы захвата власти и господства над народом, что на самом деле не демократия, а самодержавная партийная власть во главе с её вождём.

Другие хитрецы начинают уводить мысли людей в сторону, спорить: какие-такие отборочные экзамены-тесты для кандидатов в депутаты, не знаем ничего, нельзя среди народа отобрать развитых и умных, да вас всех обманут, подкупят взятками – и прочая демагогия.

«Те, кто считают, что деньги могут всё – в действительности могут всё ради денег». (XVII век, писатель, политик Джордж Галифакс)

Таким образом, они распространяют свой обман на всех. Они понимают, что пройдя тестовый отбор – посредственность, болтунов и демагогов за непригодностью отсеют. Третьи никогда и нигде профессионального отбора не проходили, им (для научения) можно показать какой-нибудь отборочный тест на остроту ума.

Возвращаясь к теме демократии. Несколько лет назад «Манифест демократии» прочитали в Правительстве РФ. В. Путин (как всегда, не называя имен) говорит: «Предлагают выбирать ЛУЧШИХ, а делать то что»? Отвечаю всем у кого возник этот вопрос. Пока вы не выберете в управление умных, честных и порядочных, то никогда не узнаете, что надо делать по всем вопросам. А глупцы, с которыми вы будете советоваться и на них полагаться, будут создавать – вам, государству и всему народу нескончаемые беды. Пословица учит: «Бойся корову спереди, лошадь сзади, а дурака берегись со всех сторон».

Чтобы была демократия, чтобы начались положительные перемены, а страна вышла из полосы бесконечных бед, следует менять не какое-либо конкретное управленческое лицо во власти, а менять надо всю систему. А чтобы изменить систему власти – надо хотя бы знать, как её и на что поменять.

В демократической системе власти – ВСЕ желающие смогут свободно (без бессмысленного сбора подписей и без обязанности вступления в партию) пройти кандидатский отбор на пригодность к депутатству и к управлению.

Это ВАШЕ свободное законное право, заявив о себе, быть избранным! Возможно, что именно ВЫ окажетесь теми ЛУЧШИМИ людьми, которые смогут превосходно управлять страной, быть народными депутатами. И тогда ваш личный потенциал, который сейчас бесполезно расходуется, будет направлен с пользой во благо народа и страны.

Если же способности одного человека помножить на миллионы людей в стране, то представляете, какая огромная, созидательная, объединяющая народ, положительная энергия и сила находится во всех вас!

В ВАС – Честных, Порядочных, Умных будущее народа, страны и Мира.

Донесите эту весть до всех отчаявшихся и потерявших себя людей. Документ рассказывающий о том, как построить демократическое государство: “Манифест демократии” – это «зернышко посаженное в землю» (в умы людей) и его, как маленький росточек надо оберегать.

Когда зёрнышко даст всходы и люди «испекут из нового урожая хлеб», а потом попробуют его вкус, тогда уже не надо будет его оберегать. Люди получат подлинно демократическую систему власти – «Хлеб знаний» от плодов своего ума. Который они уже никогда не променяют ни на какую монаршую или партийно-самодержавную диктатуру.

Пока не начнете отбирать и выбирать во власть честных, порядочных и умных людей, то до тех пор несчастия и беды будут вечными спутниками страны и народа.

«Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами», – так говорил К. Маркс.

Ну, а теперь, после вступления, пожалуйста, прочитайте «Манифест демократии – власти Чести, Совести и Ума».

МАНИФЕСТ ДЕМОКРАТИИ – власти Чести, Совести и Ума

(Сущность демократии, зачем она нужна и, как её практически осуществить).

Вместо власти правящих партий (по сути самодержавия партийных вождей) предлагается новая модель системы власти и механизм осуществления подлинной демократии (народовластия). Универсальная модель изложена на примере России, но пригодна для любой страны, желающей построить народовластие (демократию).

Страны, которые выберут данную модель формирования власти (состоящей не из подневольных партийных, а из свободных, честных, совестливых и умных людей) – много опередят все другие страны в развитии, по уровню жизни и вообще во всех отношениях.

Если вы желаете блага себе, народу и стране, то это ваш выбор.

«Надо постоянно повторять истину, ибо ложь вокруг нас тоже проповедуется и не только одиночками, но и многими». (XIX век, немецкий поэт, мыслитель Гёте).

История концепции тоталитаризма

Тоталитаризм характеризуется отсутствием демократических свобод, диктатурой и полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества и человека.

Слово «тоталитаризм» было введено в оборот 1923 года итальянским политиком Джованни Амендола, который использовал его для обозначения политического строя фашистской Италии для подчёркивания отличий этого строя от известных в истории примеров диктатуры.

Читайте также:  Как заполнить 3 НДФЛ на налоговый вычет за покупку квартиры 2023 повторно

Впервые этот термин для пропаганды применил в 1925 г. Бенито Муссолини, когда в Королевстве Италия начала формироваться однопартийная фашистская система. Следует отметить, что в Королевстве Италия, как и в Третьем Рейхе тех времён, выражение «тоталитарное государство» применялось в положительном смысле. За пределами этих режимов термин имел преимущественно отрицательное значение.

В политологии понятие «тоталитаризма» прежде было использовано для характеристики фашистского режима Муссолини в Королевстве Италия, но впоследствии оно распространилось на обозначение нацистского режима Третьего Рейха и советского сталинизма.

Эта концепция стала более популярной во время холодной войны, когда в главном антикоммунистическом политическом дискурсе западные правительства ставили целью подчеркнуть сходство между фашистскими странами и СССР.

Существующие типы демократии

Демократия имеет базовую основу, но в случае её реализации в отдельных государствах происходит разделение на типы, описание которых представлено в таблице.

Тип демократии

Описание

Прямая

При такой форме власти пути решения проблем исходят от граждан. Сначала они проходят публичные слушания, а затем ставятся на голосование. Если народ будет недоволен выпущенным законом, ведётся необходимый сбор подписей и данное постановление вновь ставится на голосование.

Представительная

Ведётся отбор представителей в парламент от группы людей. Выбранные персоны выражают интересы избравших их граждан. В результате процесс принятия решений ускоряется за счёт того, что отсутствует необходимость проведения множества консультаций.

Участия

Несколько напоминает прямую демократию. В этом случае люди могут принимать участие в решении проблем с помощью электронного оборудования. При этом каждый человек выражает только своё мнение.

Частичная

Относится к нелиберальной демократии. Решение остаётся за исполнительной властью, которая не находится в контакте с народом. За выпущенные постановления власть не отчитывается перед людьми.

Президентская

Президент и парламент существуют как 2 ветви власти. При этом президент является главой государства. Он имеет право наложить вето на принятые парламентом законы. Одновременно парламент может объявить президенту импичмент.

Конституционная

Законы, по которым живёт государство, изложены в документе под названием Конституция. Никакие факторы не могут повлиять на положения, представленные в документе. В случае необходимости проведения конституционных реформ требуется набрать определённое число голосов в парламенте.

Парламентская

На основе избирательного права определяются представители в парламент. В таком государстве может присутствовать президент, но здесь он не является главой страны.

Социал-демократическая

При такой форме демократии народ не зависит от экономической элиты государства. Во главе стоит политическая система, на которую не могут повлиять богатые люди.

Авторитарная

Такая демократия возникает при наличии в государстве доминирующей партии, влияющей на экономику страны. При этом сохраняются основные принципы демократии, главным из которых является избирательное право.

Религиозная

Этот тип демократии проявляет себя тогда, когда в государстве политическая система объединена с религией. В итоги все решения разрабатываются совместно двумя ветвями власти.

Принципы, без которых не может существовать демократия:

  • Жители страны являются источником власти и обладают определенным уровнем независимости.
  • Одинаковые права, позволяющие участвовать в общественной жизни.
  • Защита прав и свобод жителей государством.
  • Только большинство может принимать важные решения.
  • Наличие большого числа различных политических групп, движений. Многопартийность.
  • Система разделения власти, обеспечивающие независимую деятельность и систему рычагов и противовесов.
  • Свободный контроль за действиями органов государственной власти и отдельных должностных лиц.
  • Активное ведение деятельности разными органами местного самоуправления.

Слово «тоталитаризм» (от лат. totalis — весь, целый, полный) было введено в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини. Ему же принадлежит фраза, ставшая своеобразной формулой тоталитаризма: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества — одна из важнейших черт этого режима. В своем романе «1984» английский писатель Дж. Оруэлл упоминает, в частности, некий прибор под названием «телескрин». Он находится в каждом доме и позволяет соответствующим государственным органам отслеживать все обстоятельства частной жизни людей.

В реальных условиях подобный контроль достигался, конечно, не с помощью «телескринов». Для этих целей использовались другие средства. В обществе насаждались настроения взаимной слежки и доносительства. Под особое подозрение попадали так называемые «чуждые элементы»: представители «неарийских» наций, «паразитических» классов. В этих государствах особую роль начинала играть правящая партия во главе с вождем, которая вскоре становилась, как правило, единственной, поскольку всякая оппозиция власти уничтожалась. Власть становилась полностью бесконтрольной со стороны общества, ни перед кем не неся ответственности за принимаемые решения. Поскольку партия одна, то ее взгляды на общественное устройство становились официальной политикой государства и должны были разделяться всеми членами общества.

Документ

Фрагмент из работы известного французского социолога и политолога Доминика Кола (р. 1944):

«Письменность обеспечивает монополию на истину. Сталин заставлял переписать на свой лад историю большевистской коммунистической партии. Мао Цзэдун пишет, переписывает и исправляет свои сочинения в соответствии с китайской политической конъюнктурой… Более того, считается, что хранение какого-либо текста означает согласие с ним, поэтому текст таит в себе угрозу для всякого, кто берет его в руки…»

Такой порядок поддерживался с помощью карательной системы, массового террора, который в конечном счете был направлен не столько на выявление врагов режима, сколько на устрашение населения, подавление воли людей. Но удерживать власть одним насилием и принуждением было бы очень сложно. Способствовать сохранению устойчивости режима могло выдвижение крупных целей, требующих мобилизации общества, например установление мирового господства.

Тоталитарный режим утвердился в 20-х гг. XX в. в фашистской Италии, а в 30-х гг. — в нацистской Германии. Тоталитарный режим существовал несколько десятилетий и в нашей стране. Среди главных причин, вызвавших к жизни эти режимы, — стремление значительной части населения к стабильности, «твердой руке» или к реваншу. Эти настроения возникали из-за трудностей жизни, вызванных в одних странах экономическим кризисом, а в СССР ускоренной модернизацией экономики. В ряде случаев сказалась и слабость демократических традиций.

Читайте также:  Сколько действуют транзитные номера в Беларуси после покупки авто

Факты

Уже в первый год прихода Гитлера к власти в Германии были осуществлены следующие меры: введен запрет на свободный выезд граждан из страны, ряд профессоров изгнаны из высших учебных заведений, опубликованы черные списки «неистинных арийских писателей», издан закон об обеспечении единства партии и государства.

В Италии в конце 20-х гг. место всеобщих парламентских выборов заняло одобрение общенационального списка из 400 кандидатов. Составлением списка занималась фашистская партия, ставшая к тому времени единственной.

Несмотря на то что «архитекторы» тоталитарного строя рассчитывали на длительность существования созданных ими порядков («тысячелетний рейх»), эти «конструкции», к счастью для человечества, оказались по историческим меркам недолговечными. Сегодня лишь в отдельных странах (например, в Северной Корее) сохраняются черты тоталитаризма.

Авторитарный режим. Слово «авторитаризм» происходит от латинского autoritas — власть, влияние. История человечества дает нам много примеров авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. В основном они существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Чтобы лучше осмыслить признаки авторитаризма, сопоставим его с тоталитарным режимом. Отметим сначала общие черты. Авторитарному режиму также присуща монополия на власть одной группы, одной партии. Ее лидер становится общенациональным вождем. Роль парламента, если он есть, других представительных органов очень незначительна. Политическая оппозиция, если и допускается, находится под строгим контролем государственных органов, и в случае малейшей угрозы правящему режиму ее деятельность безжалостно пресекается, а политические противники всячески дискредитируются или даже физически уничтожаются.

Для удержания власти широко используются вооруженные силы. Права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются.

Вместе с тем в условиях авторитаризма отсутствует чрезмерная жесткость власти и ее вездесущность. Сохраняется в значительной степени свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей. Власть опирается не только на армию, но и на церковь; поддерживаются традиции, в ряде случаев — патриархальный уклад жизни.

Факты.

С приходом к власти в Чили А. Пиночета в стране был введен запрет на деятельность всех партий, создана тайная военная полиция. В 1980 г. Пиночет без проведения выборов был объявлен президентом. Одновременно стал расширяться частный сектор в экономике, в страну был допущен иностранный капитал.

Встречаются политические режимы, сочетающие черты тоталитаризма и авторитаризма. К ним политологи относят, в частности, режим правления Франко в Испании, установившийся в 1939 г. на много лет. Этому режиму были присущи следующие черты: диктаторские полномочия лидера, запрет на деятельность политических партий, отсутствие политических свобод. Вместе с тем сохранялось значение католической церкви, поддерживались многие традиционные нормы.

Минимальные условия для проведения выборов

Для того чтобы выборы считались свободными и справедливыми или конкурентными, они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Происходить в системе, в которой полностью гарантированы активные и пассивные избирательные права. Не должно быть никаких других причин для исключения, кроме тех, которые специально предусмотрены законом для обеспечения свободы остальных избирателей и правильного функционирования процесса, и они должны быть недискриминационными.
  2. Проходить во всех аспектах в атмосфере, где соблюдаются права всех граждан на участие (мнение, демонстрация, собрание и т. д.), Без чего сами результаты выборов, как выражение воли народа, были бы фальсифицированы. Это включает доступ кандидатов к средствам массовой информации и государственную финансовую или любую другую помощь во время избирательной кампании при обеспечении равенства между кандидатами.
  3. Должны проводиться регулярно и периодически, в соответствии со сроками и условиями, установленными конституцией или законами о выборах.
  4. Избирательная организация, уполномоченная руководить процессом, должна действовать независимо от остальных государственных органов, особенно исполнительной власти, и быть абсолютно нейтральной. Эти требования могут быть выполнены с помощью совершенно различных форм организации.
  5. Стандартные процедуры, установленные для гарантии голосования, обеспечения свободы и тайны, точного подсчета голосов и преобразования их в места, в соответствии с заранее установленными правилами и под контролем организаций, которые следят за тем, чтобы они соблюдались.
  6. Следует предусмотреть систему, состоящую из независимых органов, применяющих заранее установленные правовые нормы для разрешения споров и конфликтов любого рода, которые могут возникнуть во время или в результате избирательного процесса (например, судебная власть, независимые органы, избирательные или конституционные суды и т. д.).

Таким образом, минимальные условия демократических выборов заключаются в следующем:

  1. Каждый должен иметь возможность выбирать. Это означает, что каждый должен иметь один голос, и каждый голос должен иметь равную ценность.
  2. Должно быть из кого выбирать. Партии и кандидаты должны свободно участвовать в выборах и предлагать избирателям реальный выбор.
  3. Выбор должен предлагаться через регулярные промежутки времени. Выборы должны проводиться регулярно через каждые несколько лет.
  4. Кандидат, которого предпочитает народ, должен быть избран.
  5. Выборы должны проводиться свободным и справедливым образом, чтобы люди могли выбирать так, как они действительно хотят.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *