Комментарий Алексея Тимакова: Об отмене НДС при реализации макулатуры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комментарий Алексея Тимакова: Об отмене НДС при реализации макулатуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В любом учреждении в процессе его хозяйственной деятельности образуются бумажные отходы (макулатура). Это могут быть документы с истекшим сроком хранения, картонная тара от поступивших товаров, списанные книги, газеты и журналы, в образовательных учреждениях — тетради и письменные работы учащихся и т.д.

Налог на прибыль организаций в 2023 году

В 2023 регионы не могут устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль. Ограничения установлены законом № 302-ФЗ от 03.08.18. С 2023 года принимать законы о понижении ставки можно, если об этом прямо сказано в главе 25 Налогового Кодекса РФ.

Доход, который был получен при выходе из фирмы в результате ее ликвидации, в этом году считается дивидендом. Также теперь можно учесть убыток, который был получен при ликвидации компании или при выходе из нее. Убыток определяется на дату ликвидации или выхода из компании. Это сказано в законе № 424 от 27.11.18.

Перечень основных средств, которые амортизируются с повышающим коэффициентом, теперь стал больше. В Распоряжении Правительства РФ № 622-р от 07.04.18 содержатся перечень таких основных средств.

Также в 2023 больше стал перечень доходов, которые не попадают под налогообложения налога на прибыль.

При расчете налога на прибыль в 2023 году разрешили учитывать всю сумму проезда большегрузов, а вот транспортный налог уже нельзя уменьшить на эту сумму. Это сказано в законе № 249-ФЗ от 03.07.16.

В 2023 году разрешили амортизировать суда, которые находятся в Российском международном реестре, на общих основаниях. Это сказано № 137-ФЗ от 04.06.18.

Что предлагается сделать и какие перспективы у отрасли

Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.

Вообще, мусороперерабытвающая отрасль в России имеет очень большой инвестиционный потенциал. Очень много можно сделать из вторсырья — мебель для садов и парков из пластмассы вместо очередного раунда упаковки и бутылок. Сломанная мебель может быть использована как вторсырье для садовых скамеек, ограждений, сайдинга. То есть, вариантов для использования масса и при должном налоговом стимулировании, вплоть до снижения или отмены НДС по всей цепочке для товаров из переработанных вторичных ресурсов, мы можем получить и более дешевые товары в магазинах.

Сейчас на рынке востребована переработка макулатуры и ПЭТ. Игроки рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. При увеличении количества сортировочных станций, объем предложения сырья увеличится кратно. Потенциально это очень большой рынок. Интересно, что Китай проявляет большой интерес к вторичному пластику, как минимум его можно продавать им. Еще один пример — есть несколько игроков, которые из бутылок делают наполнитель для курток — синтепон.

Эксперты говорят о дефиците вторичного сырья в настоящий момент — настолько мало мы сортируем и перерабатываем, в общем-то. Сейчас это рынок поставщика, когда переработчики бьются за возможность купить отходы — предлагая высокие цены и выкупая объемы заранее. Интересным фактом является и то, что некоторые переработчики готовы финансировать строительство сортировочных станций для региональных операторов, только чтобы было гарантированно поступление сырья в оговоренном объеме.

Как стали чувствовать себя заготовители?

– Три года назад государство упростило налоговый кодекс для заготовителей макулатуры: маленький бизнес, зачем им сложная система отчетов? Ежеквартальные электронные декларации, входящий НДС, исходящий и т.д. У нас квантовую физику надо учить, чтобы разбираться в тонкостях уплаты налогов. НДС – это вообще самый сложный налог из всех, которые существуют.

В результате была принята так называемая «поправка Фокина», которая привела к тому, что все заготовители макулатуры стали работать без НДС, платить 6% по упрощенке и все. В итоге они занимаются своими делами, создают добавленный продукт, им не нужно вести сложную бухгалтерию.

Но государство осталось в выигрыше – выпадающих доходов из бюджета нет, потому что заготовитель, когда покупает товары и оплачивает услуги своих поставщиков, он оплачивает НДС: за бензин, за свет, за тепло, но не предъявляет его к вычету при продаже макулатуры на завод. Такой переплаты мы насчитали около 700 млн. рублей в год.

А представьте, как упростилось администрирование налога. Я вам сейчас отдам тысячу рублей, но если я хочу поиздеваться над Вами, то я возьму тысячу человек, дам по рублю, и они должны эти деньги отдать вам. Конечно, из них 20% – просто заболеют, кто–то заблудится, кто–то сбежит с этими деньгами, Вы получите половину этих денег.

Сразу представляю дядечку, который ходит по мусоркам, собирает бумагу, а его налоговая ищет…

– Уже все не так. Так макулатуру не насобираешь. Самый крупный заготовитель в стране, знаете кто? – Сеть магазинов «Магнит». Компания 30 миллионов долларов в год зарабатывает на продаже коробок из гофрокартона. Дураков нет, макулатура – это деньги. В России 4 миллиона юридических лиц, и именно они являются главными поставщиками макулатуры. Нет таких предприятий, у которых не было бы отходов бумаги. У этих 4 миллионов юридических лиц покупают бумагу тысячи заготовителей, поставляющих сырье на 82 завода, которые потребляют эту макулатуру.

Мы в числе мировых лидеров по переработке макулатуры, в отрасль пришли крупные транснациональные компании, инвестировавшие сотни миллионов евро в российскую экономику. Об отрасли думают что – «ой, это бомжесбор». Это давно не так. В 2000 году у нас была заготовка макулатуры – 350 тысяч тонн, а сегодня 3,5 миллиона тонн. Представляете? Мы за 17 лет в 10 раз увеличились. Это еще не повод останавливаться, потому что мы можем увеличиться еще в два раза ближайшие несколько лет.

Продажа макулатуры с НДС или без

До 01.01.2019 определение понятию «макулатура» давалось в подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ: это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления, бумага, картон и т. д. Реализация данного актива не облагалась НДС.

Вопрос о продаже макулатуры с НДС или без в 2019 году претерпел кардинальные корректировки. Хотя с 1 января суть самого понятия «макулатура» не изменилась, но теперь ее реализация регулируется п. 8 ст. 161 НК РФ и облагается НДС. В 2020 году продолжают действовать те же правила. Рассмотрим порядок учета налога у покупателя.

Казалось бы, что сложного: купили с НДС, продали с НДС, входящий НДС приняли к вычету, выходящий НДС к начислению, разницу заплатили? А вот и нет!

В чем же разница? При реализации макулатуры налоговым агентом является покупатель. То есть не продавец начисляет НДС, а покупатель. Следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет ложится на него. Причем при реализации макулатуры в 2020 году с НДС налоговыми агентами являются не только покупатели (организации и ИП), использующие режим ОСНО, но и те, которые находятся на других системах налогообложения (упрощенка, патент, ЕНВД, ЕСХН), а также те, кто использует освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ.

Читайте также:  Является ли жена созаемщиком по ипотеке если брачный договор

Читайте подробнее о налоговых агентах по НДС.

Но не все участники сделки должны начислять НДС при продаже макулатуры в 2020 году. Здесь действует общее правило для агентов и комиссионеров, которые совершают сделки за счет принципала/комиссионера и в его интересах. В сделках с участием посредников они (посредники) не являются налоговыми агентами по НДС, а начисляют налог принципалы/комиссионеры, т. е. конечные покупатели, которые впоследствии могут принять этот налог к вычету.

И на этом фоне Министерство финансов продавливает через Госдуму агентский НДС в сегменте заготовки макулатуры, отбросив отрасль на три года назад и блокировав ее развитие.

Чем руководствовалось ведомство, предлагая и продвигая свою инициативу? Гармонизацией законодательства? Но почему гармонизация должна идти в сторону усложнения — или, по крайней мере, не должна учитывать специфику предметов регулирования? В оборот макулатуры вовлечены фактически все действующие в России юридические лица: в соответствии с последней редакцией ст. 161 Налогового кодекса «макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Неизбежные ошибки при оформлении реализации макулатуры в рамках агентской схемы НДС ударят по любой из действующих в России организаций. Желающих передать накопившуюся макулатуру на переработку в таких условиях будет все меньше.

Усилением контроля? Но, продавив введение налога, Минфин сам себе создал предмет и объект контроля: если налога нет, то и контролировать нечего. В каком случае контроль будет проще и эффективнее: когда плательщиков налога 84 или когда их сотни тысяч? Насколько потребуется увеличить ресурс, выделяемый на налоговый контроль в отрасли? Если во время действия НДС Фокина один инспектор на одно перерабатывающее предприятие обеспечивал поступление более 107 млн рублей налога, то какая сумма придется на одного инспектора при агентской схеме?

Отрасль бьется за свое спасение

Уже понятно, что вступление в силу новых поправок к Налоговому кодексу серьезно сказывается на всей отрасли и несет значительные риски и для экономики, и для экологии, так как именно на макулатуре завязано до 50% бумажной промышленности. И если говорить о последствиях, наиболее очевидным из них представляется снижение объемов заготовки макулатуры вследствие уменьшения количества заготовителей, говорит Артем Кирьянов. За этим последуют уменьшение объемов выпуска и реализации продуктов переработки макулатуры; снижение доходности и падение инвестиционной привлекательности отрасли.

Наиболее очевидное решение в сложившейся ситуации, уверен Артем Кирьянов, — вернуться к НДС Фокина, отлично зарекомендовавшему себя в 2016–2018 годах. Это позволит отрасли развиваться, а бюджету — получать НДС в полном объеме, при этом как минимум не ухудшая экологическую ситуацию в стране.

Не исключено, что поправки будут пересмотрены, возможно, все это даже может перерасти в новый отдельный законопроект, но уже с более детальным анализом от всех имеющих отношение к этому правительственных ведомств. Но мгновенно этого не произойдет, а значит, в 2019 году время уже упущено и бюджет недополучит существенные средства, тогда как сама отрасль серьезно пострадает. Ясно одно: отрасли необходим НДС Фокина и его следует вернуть как можно быстрее.

Реализация макулатуры не облагается НДС

НДС принимается к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров в зависимости от предназначения покупки, а не ставится в зависимость от использования этого товара для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 485/07 по делу № А29-11486/04а). В данной ситуации товар изначально приобретен для облагаемой НДС деятельности, следовательно налогоплательщик правомерно может учесть его на счете 19 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» и принять к вычету в полном объеме.

А вот что делать с ним дальше, если у организации выполняется «правило 5 %» — мнение Минфина и судов расходятся:

Из письма Минфина России от 20.07.2015 № 03-07-15/41623 следует, что «правило 5%» не освобождает налогоплательщика от восстановления НДС при использовании товара в необлагаемой НДС деятельности.

Но с этим не соглашаются арбитражные суды, которые считают, что в подобной ситуации восстанавливать налог не нужно и более того НДС можно принять к вычету и по прямым расходам непосредственно относящимся к необлагаемым операциям.

В Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2015 N Ф07-352/2015 по делу № А42-7305/2012 суд указал, доля расходов общества на осуществление не облагаемых НДС операций составила в течение одного года менее 1%, в связи с чем в соответствии с нормами НК РФ у общества имелись основания для принятия НДС к вычету в полном объеме. Налоговые контролеры настаивали на том, что если использование товара можно прямо отнести к необлагаемым операциям, то вычет неправомерен. Суд указал на то, что нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ предоставляют налогоплательщику право отказаться от избыточного учета показателей, которые недостаточно существенны для целей исчисления НДС.

Обобщая все вышесказанное можно придти к выводу, что при применении организацией «правила 5% », она может не вести раздельный учет при осуществлении операций по реализации макулатуры, в том числе и безвозмездной, но при этом она должна вести раздельный учет расходов по облагаемым и необлагаемым операциям. Несоблюдение данной нормы согласно абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ может привести к одновременному отказу налоговых органов в принятии к вычету суммы НДС по распределяемым расходам и его включению в расходы по налогу на прибыль (Постановление АС Московского округа от 26.05.2016 по делу № А40-65178/2015).

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности, в случае дальнейшего их использования для необлагаемой деятельности. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 246 НК РФ.

Арбитражной практики или разъяснений МинФина по данному поводу отсутствуют, но есть арбитражная практика и разъяснения Минфина в аналогичной ситуации с ломом, которая и приведена ниже.

Если организация реализует макулатуру в виде первоначального товара (не утратившего своих потребительских свойств), который был куплен изначально для производства облагаемой НДС продукции, например, картон, но не использованный в силу каких-либо обстоятельств (приостановлена деятельность организации, изменилась технология производства и т.д.) и в дальнейшем организация продает его как макулатуру, то по данным товарам (материалам) необходимо восстановить НДС в полной сумме (В аналогичной ситуации с ломом судьи так же приходят к данному выводу: Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.03.2015 г. № Ф01-649/2015 по делу № А29-5118/2014 с последующим Определение ВС от 17.07.2015 г. № 301-КГ15-7324; Постановление АС Уральского округа от 21.05.2015 № Ф09-2945/15 по делу№ А34-2877/2014;).

Если же организация реализует макулатуру в виде отходов от производства или как товар, потерявший свои первоначальные свойства, то данная ситуация спорна.

По сути своей макулатура, образовавшаяся из отходов производства или из прочитанных периодических изданий, не является:

  • специально произведенным налогоплательщиком товаром;

  • либо товаром, который он приобрел для производства продукции.

Читайте также:  За какой долг могут отключить электричество по закону в 2023 году

Реализованная макулатура по своим функциональным и физическим характеристикам отличается от приобретенных товаров (картона, актуальной литературы, использованной бумаги), необходимых для осуществления основной деятельности.

Арбитражные суды в большинстве своем встают на сторону налогоплательщика и приходят к общему мнению об отсутствии у налогоплательщика оснований для восстановления НДС. Так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2014 № А27-10310/2013 отмечено, что случаи, при которых суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, предусмотрены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Так как операция по реализации лома (как и операция по реализации макулатуры) там не поименована, то и НДС восстанавливать по таким операциям не нужно.

Зачастую бывает, что картон в силу обстоятельств потерял свои первоначальные свойства и не будет использован в производстве (сгорел, оказался бракованным или промок при хранении на складе). В аналогичной ситуации суд указал на то, что налоговое законодательство не предусматривает такого основания для восстановления НДС, как списание товарно-материальных ценностей, утраченных в результате пожара или в случае обнаружения брака (Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № А40-135147/2013).

Но в данной ситуации особое внимание стоит уделить учетной политики организации, так для арбитражного суда Уральского округа основным аргументом не в пользу налогоплательщика как раз и стало то, что организация прописала обязанность восстановить НДС при реализации лома в своей учетной политике (Постановлении АС Уральского округа от 25.05.2016 № Ф09-5318/16 по делу № А60-37139/2015). Данную позицию суда поддержал Верховный Суд РФ (Определение от 14.09.2016 N 309-КГ16-10972 по делу N А60-37139/2015).

На данный момент Минфин прокомментировал только ситуацию по НДС в связи с вопросом по ОС, приобретенным для переработки макулатуры, где указал что НДС подлежит восстановлению (Письмо Минфина России от 25.11.2016 № 03-07-11/69570).

По поводу отходов в виде лома — Минфин давно указывает, что суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по частично амортизированному основному средству, в отношении его части, которая приходуется на склад в качестве лома и реализуется с применением освобождения, установленного пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, подлежат восстановлению (Письмо МинФина от 04.05.2016 г. № 03-07-11/25579; Письмо МинФина от 16.04.2013 № 03-07-11/12802).

Таким образом, если налогоплательщик продает товар не утративший своих первоначальных свойств, то НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению. Если же реализуется макулатура, оставшаяся при переработке товара (материала) или образовавшаяся из товара (материала), потерявшего свои первоначальные свойства, то НДС, учтенный в вычетах при принятии на учет данных товаров (материалов), не подлежит восстановлению. Пока позиция налоговых контролеров не сформирована по данному вопросу, в связи с чем, налогоплательщику необходимо быть готовым к отстаиванию своей позиции в суде.

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2019 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС.
Согласно п. 8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

  • отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
  • бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
  • деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.

Как заполнить универсальный передаточный документ

УПД — это универсальная форма бланка, которая объединяет в себе сразу несколько документов, что существенно упрощает деловой документооборот и снижает издержки. Такая потребность давно назрела, но получила правовую поддержку только, после вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ « О бухгалтерском учете ». Закон упростил формы первичных учетных документов, но определил перечень обязательных реквизитов для них (ст.9 402-ФЗ ), ведь каждый факт хозяйственной жизни подлежит обязательному оформлению.

Важно! С 1 июля 2022 г. внесены изменения в Постановление Правительства № 1137, следовательно, с июля 2022 г. форма УПД отличается от счет-фактуры, строкой, которую включили в форму счет-фактуры. Строка 8 счет-фактуры «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» является отличительным показателем между формой счет-фактуры и УПД. Использование УПД рекомендовано, и руководители организаций самостоятельно принимают решение о том, какие формы документов использовать. Несмотря на то, что УПД содержит реквизиты счет-фактуры, применять его можно организациям на любых формах налогообложения.

Алгоритм перехода на УПД

Для того чтобы внедрить в организации использование (полное или частичное) УПД, налогоплательщику необходимо провести ряд предварительных мероприятий. Приведем последовательность действий по переходу на применение УПД.

Этап 1. Установить виды деятельности, договора, текущие сделки, в отношении которых бухгалтерский документооборот будет проводиться с использованием универсального передаточного документа, а также конкретные подразделения в структуре организации, которые предполагается перевести на новую учетную форму (если таковая будет использоваться не в целом по организации, а только в отдельных подразделениях).

Согласно разъяснениям ФНС УПД может использоваться при проведении операций по купле-продаже, НИОКР, оказанию услуг, выполнению обязательств по договорам (доверительного управления, поручения, подряда, агентирования, комиссии, и проч.).

Этап 4. Применение УПД в обязательном порядке должно быть согласовано с контрагентами. Уведомить контрагентов о переходе на использование новой учетной формы и предложить оформить необходимые дополнительные соглашения к действующим договорам, налогоплательщик должен письменно. Отправить сообщение можно в электронном порядке, либо письмом через почтового оператора.

Этап 5. Издать и довести до сведения должностных лиц приказ о применении УПД в организации. После проведения необходимых мероприятий и подписания приказа можно использовать универсальный передаточный документ в системе учета.

Что такое макулатура?

Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149. Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.

Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

  • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
  • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
  • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.

Любой из этих критериев позволяет предприятию перевести бумажно-картонную продукцию в разряд макулатуры и сдать ее в пункт приема. Однако тут возникает сразу же множество вопросов, один из которых – нужна ли лицензия предприятию для сдачи его собственной макулатуры?

Как определяется цена макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

Читайте также:  Льготы для ветеранов труда в 2023 году по Архангельской области

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным и взимается в России в размере 20% при продаже товаров или оказании услуг. Усилиями российского Министерства финансов сейчас в стране действует две системы начисления и взимания НДС.

В обычной схеме уплаты НДС плательщиком налога является продавец товара. Каждый из участников цепочки создания добавленной стоимости выплачивает государству разницу между суммой НДС, полученной при реализации товара, и суммой, затраченной при покупке товаров и услуг.

В отдельных видах деятельности — реализации сырых необработанных шкур животных, лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия, а с 1 января текущего года и макулатуры — действует агентская схема уплаты НДС. Ее отличие от обычной в том, что обязанность начислять и уплачивать налог передана от продавца покупателю. Последний, таким образом, выступает в роли налогового агента для продавца. При прочих равных условиях обычная и агентская схема обеспечивают поступление одной и той же суммы налога.

С четвертого квартала 2021 года по конец 2018-го реализация макулатуры была освобождена от НДС. Такой порядок налогообложения, получивший в отрасли название «НДС Фокина» по фамилии инициатора закона члена комитета Госдумы по экологии Александра Фокина, повлек за собой целый ряд положительных последствий, но наиболее очевидные из них — резкий рост поступлений в бюджет и быстрое развитие отрасли переработки макулатуры.

Необходимость перехода на НДС Фокина заключалась в том, что обычная схема исчисления НДС часто использовалась недобросовестными плательщиками для прямого хищения денег из бюджета, признает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. Так, отмечается в экспертном заключении по вопросу обложения сделок и реализации макулатуры НДС, проведенном РЭУ имени Г. В. Плеханова, только выплаты из бюджета по данному налогу в 2012–2014 годах превысили сумму полученного налога, в результате чего убытки бюджета составили 45 млн рублей, то есть изъяли (попросту говоря, украли) из бюджета больше, чем заплатили в него. Развитие отрасли оказалось фактически блокировано: добросовестные заготовители проигрывали в конкуренции фирмам-однодневкам и не могли развивать свой бизнес; переработчики страдали от недостатка сырья и претензий ФНС в связи с неуплатой налогов заготовителями и экспортерами макулатуры.

«Лига переработчиков макулатуры» обратилась к Путину с открытым письмом

  • покупатель выступает в качестве налогового агента;
  • начисление и уплата налога в бюджет выполняется покупателем;
  • родавцом составляется счет-фактура, в котором указывается, что НДС начисляется налоговым агентом.

Налоговый агент, являющийся плательщиком НДС, может принять к вычету сумму налога при реализации макулатуры (п. 3 ст. 171 НК РФ).

  • в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
  • в контракте обязательно указываются, по каким причинам сделка освобождена от налогообложения.

Существуют исключения, когда НДС с макулатуры платит продавец, а не покупатель. Это происходит в следующих случаях (при условии, что продавец является плательщиком НДС):

  • в договор без какого-либо основания внесена запись об осуществлении сделки без НДС;
  • покупатель – физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

НДС / 14:57 6 июня 2021 Макулатуру освободили от НДС

Прошлый год принес много перемен, по этой причине 2021-й год может стать самым событийным в истории современной гофропромышленности.

  • 07.12.2020
    С Новым 2021 годом, или не локдауном единым
  • 01.11.2020
    Впереди паровоза
  • 10.09.2020
    Хоумлендеры уже тут
  • 05.08.2020
    Ледяное решение
  • 02.07.2020
    Новые приоритеты
  • 01.06.2020
    Качели гофроиндустрии и фактор X
  • 01.05.2020
    Системно значимая
  • 01.04.2020
    На карантине
  • 04.03.2020
    Вот тебе и скотч
  • По оценке ведущего специалиста-эксперта отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга России Елены Клевановой, в период действия 174-ФЗ в отрасли наблюдалась положительная динамика, а поступления в бюджет выросли до 138%. Сейчас же отмечается подорожание макулатуры, спад поступления налоговых средств в бюджет и падение загрузки производственных мощностей. С учетом этих факторов профильный департамент Минпромторга России также поддерживает возвращение предыдущего механизма.

    Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов отметил, что работавшая с 2021 по 2021 годы налоговая льгота доказала свою эффективность, тогда как новый закон пока не показывает роста уплаты НДС на участке заготовки макулатуры. Это свидетельствует о том, считает эксперт, что рынок не перестроился, и он не готов ни морально, ни психологически, ни компетенционно войти в исчисление НДС по агентской схеме. «Мы как практики не понимаем, зачем принимать решения, которые возвращают в негативное поле ту благоприятную систему налогообложения, которая была выстроена в последние два года. Мы готовы поддержать систему возврата льгот по НДС. Это уникальная система, когда нулевая ставка приводит к максимальному поступлению в бюджет. Нигде в мире я подобного не видел», — высказывает мнение Саськов.

    В конце мероприятия член Общественной палаты Артем Кирьянов согласился с экспертами, что для выхода из ситуации необходимо упростить условия для бизнеса. Таким образом будет возможно обеспечить реализацию нацпроектов «Экология» и «Развитие малого и среднего предпринимательства».

    «Мы говорим, что есть серьезная опасность коллапса отрасли, банкротства предприятий, потери рабочих мест. Это очень важный момент. С учетом всего прозвучавшего здесь мы сформируем резолюцию, которую направим заинтересованным ведомствам. Вопрос должен быть рассмотрен всесторонне: надо получить корректные расчеты, дать социальную и политическую оценку, принять решения, которые устроят и бюджет, и отрасль, и, главное, граждан РФ», — подвел итоги мероприятия Кирьянов.

    При реализации учреждением культуры макулатуры в пункт приема последний выступает в качестве налогового агента, формируя налоговую базу по НДС, исчисляя, удерживая НДС из доходов продавца и уплачивая налог в бюджет.

    Если учреждение культуры применяет УСНО или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, реализация макулатуры не облагается НДС. В такой ситуации в договоре и первичном документе нужно делать соответствующую запись или проставить о. Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2021 год

    Итак, у компании в результате ее деятельности образуются разные бумажные (картонные) отходы. К примеру, фирма покупает много материалов, которые поступают в картонных коробках. Склад собирает пустые коробки, которые впоследствии планируется продать как макулатуру. Или накопились документы, у которых уже истек срок хранения. Кроме того, в любом офисе найдутся прочие ненужные бумажки, старые газеты и журналы, которые уже бессмысленно хранить.

    До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

    С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

    К сведению:

    В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

    Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2021 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *