Санкции за непредставление налоговой декларации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санкции за непредставление налоговой декларации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сюда относятся все налоги, страховые взносы за работников и торговый сбор. Штраф немаленький – 20% от неуплаченной суммы. Если сотрудники ФНС смогут доказать, что вы не платили умышленно, то он возрастет до 40%. Подтверждение в ст. 122 НК.

Штраф за несдачу налоговых расчётов

К налоговым расчётам относят:

  • промежуточную декларацию по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
  • справку 2-НДФЛ;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 200 рублей за каждый несданный документ п. 1 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245; письма Минфина от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324 и ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663

Подтверждение ОКВЭД в ФСС

Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:

  • справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713

Штрафы за несдачу бухгалтерской отчётности

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

Неуплата или неполная уплата налогов

Есть еще пени, которые начинают «капать» со дня просрочки и до дня, предшествующему дню уплаты долга. Считаются они исходя из ставки 1/300 к ставке рефинансирования ЦБ.

Проще говоря, чтобы посчитать пени за один день, нужно ставку рефинансирования разделить на 300 и умножить на сумму долга. Общий платеж будет зависеть от количества дней просрочки.

Если вы не оплатите вовремя налог, то вас ждут и штраф, и пени, а если авансовые платежи, то только пени.

Еще одна неприятность за неуплату налогов – арест расчетного счета на сумму долга. Налоговики дадут такое распоряжение банку, если вы не исполните требование об уплате налогов в течение 8 дней.

При неуплате в особо крупном размере подключается Уголовный Кодекс и угроза лишения свободы. Там речь должна идти о миллионах, так что индивидуальных предпринимателей это касается редко, но мы все же озвучили. На всякий случай.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Комментарий к ст. 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена статьей 80 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Читайте также:  Новый классификатор видов разрешенного использования зу для постройки

Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

1. Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: статей 80, 81 НК РФ (посвященных налоговым декларациям, порядку их представления и изменения), статей 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о предоставлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).

2. Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную подпунктами 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:

а) статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:

— нарушение установленного срока представления налоговой декларации;

— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи.

Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;

б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);

в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход, и т.д.);

г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:

— организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства) — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);

— индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;

— другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;

— любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. 85 НК РФ);

д) упомянутый в пункте 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации по тому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;

е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в пункте 2 комментируемой статьи.

Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиции Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.

3. Субъектами налоговых правонарушений, указанных в пунктах 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики-организации и физические лица:

а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ;

б) ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;

в) привлечение организации к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;

г) привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

4. Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.

5. Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:

а) налоговое правонарушение, предусмотренное пунктами 1 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:

— за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);

Читайте также:  Налоговый период в платежном поручении 2023 при уплате взносов

— за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);

— в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);

б) деяние, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной в течение 180 дней налоговой декларации;

10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная со 181 дня непредставления).

При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;

в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами статей 112, 114 НК РФ.

Порядок представления налоговых деклараций в налоговую инспекцию

Налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.

В электронном виде налоговая декларация представляется по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота следующими категориями налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданные организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу.

Предмет рассмотрения Конституционного Суда РФ — ранее действовавший п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» содержал четыре абзаца, из которых (применительно к налоговым декларациям) лишь третий посвящен ответственности налогоплательщиков — физических лиц, а второй — физических лиц, занимающих руководящие должности в организациях-налогоплательщиках (законных представителей). Во втором случае за одно деяние физические лица должны были нести административную ответственность, а организации — налоговую: различны не только субъекты, но и виды ответственности.

Конституционный Суд РФ не сделал никаких выводов о неконституционности названной нормы Закона РФ «О налоговых органах РФ». Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в настоящее время взамен ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» установлена гл. 15 КоАП РФ, после вступления в силу которой перечень административно наказуемых деяний в данной области значительно расширился.

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 уже дан комментарий соотношения норм налоговой ответственности по НК РФ и административной ответственности по КоАП РФ, «поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ».

Статья 17 НК РФ не относит к числу обязательных для любого налога элементов сроки представления отчетности по ним. Вместе с тем ст. 15.5 КоАП РФ, корреспондируя с нормой п. 6 ст. 80 НК РФ, признает, что сроки представления налоговой декларации могут определяться только актами законодательства о налогах и сборах, к числу которых не относятся акты Минфина России и ФНС России (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Если сроки представления деклараций в законодательном порядке не предусмотрены, налогоплательщик и его представитель — должностное лицо не могут их нарушить, поэтому в этой части в их деянии отсутствует противоправность. Сходная точка зрения положена в основу правовой позиции Определения Конституционного Суда РФ от 20 июля 2003 г. N 316-О, где суд признал следующее: «Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте». Какие-либо правовые основания для отказа от перенесения выводов Конституционного Суда РФ на положения ст. 15.5 КоАП РФ отсутствуют. С судебной практикой по вопросу установления срока представления декларации только законом в своих документах соглашается и МНС России. Письмом МНС России от 21 декабря 1999 г. N АП-6-07/1030 исключено применение ст. 119 НК РФ в отношении декларации по ранее действовавшему налогу на отдельные виды транспортных средств, сроки представления которой были указаны в ведомственных актах.

Законодатель вправе использовать различные способы юридической техники в целях регламентации сроков представления налоговой отчетности. Допустимо установление законодателем порядка его исчисления путем указания на наступление определенного юридического факта. В частности, утратившая в настоящее время силу ст. 16 Федерального закона от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» упоминала об обязанности составления расчета по земельному налогу в течение одного месяца со дня получения вновь отведенного земельного участка. Если же сроки представления налоговой декларации по налогу не установлены вообще никаким нормативным актом, правовая ответственность невозможна. В Постановлении ФАС Московского округа от 18 мая 2004 г. N КА-А41/2951-04 обосновывается недопустимость реализации ст. 119 НК РФ: «Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что положения пункта 10 статьи 227 НК РФ не содержат указаний о сроке, в который должна быть представлена новая налоговая декларация о предполагаемом доходе».

Все существенные элементы налоговой декларации содержат и уточненные расчеты налогов. Однако полагаем, что в части возложения санкций за непредставление такого вида документов ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ не наступает. Действительно, п. 1 ст. 81 НК РФ обязывает налогоплательщика при обнаружении в поданной налоговой декларации неотражения (неполноты отражения) сведений внести в нее изменения и дополнения. Но срок представления уточненной декларации конкретно не установлен и лишь обусловлен законом фактом обнаружения ошибки. В случае если в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган и сможет неопровержимо доказать расхождение между сроками обнаружения ошибки и фактического представления уточненной налоговой декларации, то просчет законодателя, не установившего срок на совершение действия обязанным лицом, исключает существование события правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ . Сходная точка зрения применительно к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12 июля 2005 г. N 2769/05.

В каких случаях налоговики блокируют счет из-за отчетности:

  1. Не сдали налоговую декларацию в установленный срок
  2. Решение о блокировке счета из-за несданной вовремя декларации ИФНС принимает через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Подпункт 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ.

    Налоговая вправе заблокировать все деньги на счетах, включая электронную валюту и электронные кошельки.

    Сроки сдачи отчетности в 2020 году

    Сроки сдачи отчетности УСН фирм в 2020 году

  3. Не исполнили правила электронного документооборота
  4. Если организация, которая должна отчитываться в электронном виде в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечит электронный документооборот с ИФНС, налоговая может заблокировать расчетный счет.

    Обратите внимание, что с 2020 года сдавать отчетность на бумаге могут только те компании, у которых численность персонала не превышает 10 человек. Ранее этот ограничитель был больше. Разрешалось сдать отчетность на бумаге фирмам, у которых численность работников не более 25 человек.

  5. Не сдали 6-НДФЛ
  6. Если вы, как налоговый агент, не представите в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ по форме 6-НДФЛ, в течение 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи 6-НДФЛ, налоговая вправе заблокировать расчетный счет на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.

    Срок сдачи 6-НДФЛ за 2019 год– до 2 марта 2020 года.

  7. Не сдали Расчет по страховым взносам
  8. Налоговики могут блокировать счета за несвоевременную сдачу Расчета по страховым взносам. Блокировка возможна через 10 дней после окончания срока подачи Расчета на основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ.

    Срок сдачи РСВ за 2019 год – до 30 января 2020 года.

Кроме этого, счет фирмы могут заблокировать, если вы не подтвердите прием и не ответите на требование ИФНС.
ИФНС принимает решение о блокировке счета в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи фирмой квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ.

В какие сроки нужно сдать единый расчет по страховым взносам 2020 нулевой

Сроки предоставления РСВ установлены пунктом 7 статьи 431 НК РФ. ЕРСВР (расчет по страховым взносам нулевой) предоставляется в налоговую не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если крайний день сдачи приходится на нерабочий выходной или праздничный день, то срок сдачи переносится на первый следующий рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Период Последний день сдачи
2020
1 квартал 30.04.2020
Полугодие 30.07.2020
9 месяцев 30.10.2020
Год 01.02.2021
2019
1 квартал 30.04.2021
Полугодие 30.07.2021
9 месяцев 01.11.2021
Год 31.01.2022

Отчетные даты для субъектов, обязанных осуществлять отчисления в бюджет, устанавливают также:

  1. Ст. 346.23 (третий пункт). Согласно норме, декларации по ЕНВД по окончании периода направляются в контрольный орган до 20 числа первого мес. следующего периода.
  2. Норма 363.1 (пункт третий). В соответствии с положениями, присутствующими в статье, отчетность по транспортному налогу направляется организациями не позже 1.02 года, идущего за завершенным периодом.
  3. Ст. 370 (пункт второй). В норме определено, что декларация по налогам на игорный бизнес за прошедший период сдается плательщиком в контрольный орган по адресу регистрации соответствующих объектов обложения до 20 числа того месяца, который следует за завершенным периодом.
  4. Норма 386 (третий пункт). Согласно положениям статьи, отчетность по налогу с имущества предоставляется организациями не позже 30.03 того года, который пойдет за оконченным периодом.
  5. Ст. 398 (третий пункт). В соответствии с этой нормой определяется срок предоставления декларации по налогу на землю. Плательщики должны сдать отчетность не позже первого февраля того года, который идет за завершенным периодом.

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую: что грозит налогоплательщикам

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу — это суммы, которые варьируются от 200 до 150 000 рублей. Размер санкции зависит от вида нарушения (например, не сдан отчет или бухгалтерский баланс) и того, совершено оно впервые или повторно.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Если компания или предприниматель пропустила установленный срок предоставления налоговой декларации, то ее накажут. Причем вид фискального обязательства, по которому не сдан отчет, для представителей ФНС не имеет никакого значения.

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу равен 5 % от неуплаченной суммы фискального обязательства, которое подлежит уплате в государственный бюджет, по непредоставленной декларации. Причем 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный и неполный.

Однако максимальная сумма штрафных санкций не может превышать 30 % от суммы неуплаченного налога. Но есть и минимальные ограничения. Даже если все обязательства перед бюджетом погашены, инспекция выставит наказание в размере 1000 рублей. То есть если есть несдача налоговой отчетности, штраф 1000 рублей — это минимальное наказание.

Есть исключения! Итак, сколько придется заплатить организации или предпринимателю за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию.

Если своевременно не сдана декларация по налогу на прибыль за отчетный период, оштрафуют на 200 рублей. Аналогичное наказание ждет за непредоставление расчета по авансовым платежам по налогу на имущество.

Такие нормы закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ, Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *