Для вашей же безопасности: что такое реквизиция земельного участка и как она проводится?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для вашей же безопасности: что такое реквизиция земельного участка и как она проводится?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

ЗК РФ имеет несколько положений в отношении реквизиции земли, при этом все формы изъятия носят больше временной характер, нежели перманентный. К примеру, в 51 статье указано, что земельный участок может быть изъят у правообладателя только на тот промежуток времени, когда влияние стихийных бедствий на территории может принести вред окружению, интересам граждан, общества и государства в целом. Процедуру выполняют уполномоченные исполнительные органы государственной власти. При этом нет четко сформулированного порядка возмещения убытков, которые понес собственник из-за реквизиции, для этого есть общий список норм гражданского законодательства, которыми стоит руководствоваться.

Комментарии к ст. 51 ЗК РФ

1. Основные положения о реквизиции установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

ЗК РФ устанавливает особенности применения реквизиции по отношению к земельным участкам. Основная особенность связана с тем, что земельный участок при реквизиции изымается временно и после отпадения чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев он может быть возвращен владельцу, в то время как в отношении многих видов иного имущества возврат невозможен — например, пораженный эпидемией скот изымается и уничтожается, и лишь в отдельных случаях, если имущество при прекращении чрезвычайных обстоятельств сохранилось — например, изъятые при ликвидации аварии или во время военных действий транспортные средства — собственник может потребовать его возврата. Поэтому в соответствии с названной выше статьей ГК РФ общим правилом является выплата собственнику стоимости реквизированного имущества, а по земельному законодательству собственнику, как правило, возмещаются только убытки, понесенные им в связи с невозможностью использования земельного участка. Стоимость участка возмещается только в том случае, если участок не может быть возвращен после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств (п. 3 комментируемой статьи).

Поскольку при реквизиции происходит прекращение прав на земельный участок, оно регистрируется в установленном порядке. Но в комментируемой статье специально указано на то, что собственнику должен выдаваться документ о произведенной реквизиции — такой документ является основанием восстановления права на земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств.

Как в ГК РФ, так и в комментируемой статье ЗК РФ речь идет о реквизиции земельного участка только у собственника. В то же время в других статьях ЗК РФ реквизиция названа как одно из оснований прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования (ст. ст. 45 — 47). Разумеется, арендуемый или предоставленный в пользование, пожизненное наследуемое владение участок находится в чьей-то собственности (федеральной, муниципальной, субъекта РФ или частной) и в случае реквизиции изымается у собственника. Однако встает вопрос о возмещении убытков, понесенных при этом землевладельцем, землепользователем или арендатором. Порядок такого возмещения ЗК РФ не определяет. Следовательно, в таких случаях придется руководствоваться общими нормами гражданского законодательства; убытки, вызванные расторжением договора аренды или пользования, будет возмещать собственник земельного участка.

2. Реквизиция земельного участка напоминает изъятие земель для государственных и муниципальных нужд: то и другое производится в интересах общества и государства, участок в обоих случаях изымается с соответствующей компенсацией собственнику. Однако это разные понятия, на что специально указывает п. 2 комментируемой статьи. Различаются прежде всего основания, по которым производятся реквизиция и изъятие земли для государственных и муниципальных нужд. Случаи последнего исчерпывающе перечислены в законе (см. комментарий к ст. 49), они не носят чрезвычайного характера и связаны чаще всего с планируемым строительством и расширением промышленных, социальных, транспортных и иных объектов. Ситуации же, когда возможно применение реквизиции, очерчены в законе примерно: никто не может предусмотреть всех экстраординарных обстоятельств, которые случаются в жизни, но в любой из этих ситуаций действовать приходится незамедлительно, поэтому нельзя исполнить всю процедуру, соблюдаемую при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и включающую, в частности, письменное уведомление собственника за год до предстоящего изъятия (см. комментарий к ст. 55).

Кроме того, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд окончательно, а реквизиция носит чаще всего временный характер. Из указанных различий вытекают и важные правовые последствия. Поэтому, к примеру, лицо, у которого изъят земельный участок под строительство высокоскоростной магистрали, не может требовать возврата участка, даже если в дальнейшем государством принято решение об отказе от этого строительства и участок не используется; а при проведении реквизиции лицо не может требовать предварительного и равноценного возмещения стоимости участка.

Отличается и порядок возмещения причиненных убытков. Возмещение убытков при изъятии, ухудшении качества земель, временном занятии земельного участка, ограничении прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулировано в ст. 57 ЗК РФ. На случаи реквизиции земель она не распространяется. Порядок возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков законом специально не определен, поэтому следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства. В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

3. Возможность получения собственником реквизированного земельного участка, при невозможности его возврата, другого равноценного земельного участка также является особенностью земельно-правовых отношений, связанных с реквизицией: в отношении иного реквизированного имущества (в том числе недвижимого) гражданским законодательством возможности предоставления равноценного имущества не предусмотрено.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Читайте также:  Кто сможет получить пенсионные накопления в виде единовременной выплаты?

4. Норма п. 4 комментируемой статьи воспроизводит положения гражданского законодательства (ст. 242 ГК РФ) о возможности для собственника требовать по суду возврата реквизированного имущества. Однако здесь возникает некоторая неясность: если земельное законодательство декларирует временный характер изъятия земельного участка при реквизиции, стало быть, логично было бы возврат участка после прекращения чрезвычайных обстоятельств осуществлять без судебной процедуры органом, по решению которого участок был реквизирован, и на основании имеющегося документа о реквизиции. Обращение в суд в таком случае было бы необходимым только при отказе от возврата земельного участка. Однако порядок и сроки возврата земельного участка без судебного на то решения в настоящее время законодательством не установлены.

5. Комментируемая статья различает реквизицию и временное занятие земельного участка в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Возникают эти два вида ограничений прав собственника на земельный участок при одних и тех же обстоятельствах, и оба носят временный характер. Различие состоит в том, что при временном занятии земельного участка не прекращаются права на него собственника (владельца, пользователя или арендатора) и при прекращении чрезвычайных обстоятельств он может продолжать пользоваться им без каких-либо дополнительных действий по восстановлению своего права. Кроме того, в случае реквизиции, в отличие от временного использования, участок не всегда может быть возвращен собственнику.

Что такое реквизиция?

Значение слова «реквизиция» дано в ст. 51 Земельного Кодекса страны и в ст. 235 Гражданского Кодекса. Понятие реквизиция представляет собой временное изъятие земельного участка у его собственника с целью защиты интересов граждан, общества и государства.

При этом собственник получает от государства денежную компенсацию, которая должна покрывать убытки, связанные с утратой объекта недвижимости.

При реквизиции земельного участка собственник получает от государства специальный удостоверяющий документ о проведённой реквизиции.

Согласно ст. 44 ЗК РФ, реквизиция относится к одному из трёх оснований принудительного изъятия права собственности на земельные участки. Кроме реквизиции, участки могут быть конфискованы или просто изъяты с последующим выкупом.

Чтобы изъятие было признано реквизицией, оно должно носить принудительный характер и осуществляться по определенному ряду оснований чрезвычайного характера.

  1. Гаджиев Г.А. Конституционные гарантии предпринимательской деятельности / Г.А. Гаджиев // Хозяйство и право. 1995. N 8. С. 28 — 29.
  2. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011. С. 160.
  3. Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. 464 с.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2005. 891 с.
  5. Малеина Н.М. Реквизиция. Комментарий к статье 242 Гражданского кодекса РФ / Н.М. Малеина // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 117 — 122.
  6. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. 794 с.
  7. Новицкая Т.Е. Правовое регулирование лишения прав собственности на недвижимое имущество в интересах государства в России в XVI — первой четверти XX века / Т.Е. Новицкая // Законодательство. 2015. N 3. С. 76 — 87.
  8. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова М.: Статут, 2011. 1 326 с.
  9. Свиридов Б.И. Проблемы принудительного прекращения права собственности на земельный участок / Б.И. Свиридов // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. И.М. Машаров. Киров: Фил. НОУВПО «СПбИвЭСЭП» в г. Кирове, 2007. 328 с.
  10. Таскин И.Н. Реквизиция земельного участка как один из случаев принудительного прекращения права собственности на земельные участки / И.Н. Таскин // Юрист. 2003. N 3. С. 36 — 41.
  11. Щенникова Л.В. О реквизиции в гражданском праве. Гимн или реквием / Л.В. Щенникова // Законодательство. 2006. N 6. С. 8 — 14.

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Правовые основания для принудительного изъятия частной собственности

Согласно ст. 242 ГК РФ, реквизицию частного имущества проводят только при обеспечении общественных неотложных интересов или при наступлении ЧС — стихийных бедствий, аварий, эпидемии и др. В этой ситуации собственнику выплачивают определенную денежную компенсацию, размер которой устанавливают в суде. Недвижимое или движимое имущество изымают не только по судебному постановлению, но и по требованию сотрудников таможенной службы, налоговой инспекции и иных госорганов.

Согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ, принудительное изъятие собственности у владельцев-физлиц выполняют в следующих ситуациях:

  • при обращении взыскания на конкретное имущество по определенным обязательствам (неуплата налогов, таможенных платежей и др.);
  • после законного отчуждения собственности;
  • при отчуждении земельного надела ввиду его ненадлежащего незаконного использования;
  • во время выкупа бесхозных разнообразных культурных ценностей или домашних любых животных;
  • при проведении реквизиции земли, жилого помещения или другой собственности;
  • при конфискации недвижимости, авто или различных имущественных ценностей;
  • при обращении по судебному решению в доход РФ конкретного конфискованного имущества в рамках борьбы с коррупцией;
  • при обращении в доход РФ денежных средств, земли, жилого помещения или ценностей имущественного характера у граждан РФ при проведении антитеррористических мероприятий и др.

Что такое делимый земельный участок

Делимый земельный участок – объект недвижимости, на котором после раздела образуются два (или более) автономных объекта, по целевому назначению соответствующих изначальному. Такие вновь созданные наделы не требуют перевода в состав земель другой категории.

Например, имеется ЗУ, предназначенный для личного подсобного хозяйства площадью 30 соток. Участок расположен в дальнем Подмосковье. Для Московской области минимальный размер ЗУ для ЛПХ составляет 4 сотки. При разделе первичного участка в 30 соток на две равных части получаются два вторичных ЗУ площадью по 15 соток, то есть полученные при разделе объекты будут соответствовать всем критериям делимости и данный объект является делимым.

Читайте также:  Нужны ли в 2023 году справки 182н для расчета пособий?

В тех случаях, когда участок находится в пределах населенного пункта, то при любом разделе он так и останется на этой территории, то есть его категория при разделе не поменяется. Это значит, что для объектов недвижимости в пределах населенных пунктов критерий, указанный в Земельном Кодексе не применяется.

Делимый участок – это территория, которую можно поделить на отдельные самостоятельные ЗУ, каждый из которых будет иметь автономность от первичного (изначального) и других вторичных, при этом он не поменяет своих характеристик. В тех случаях, когда на таком наделе нет каких-либо строений, его раздел возможен при соответствии минимальным размерам и разрешенном использовании.

Для их раздела применяются следующие нормативы:

  • необходимо сохранение на вторичных ЗУ категории изначального надела;
  • любой вновь образованный объект должен быть не меньше минимального установленного размера для объектов данной категории.

В ЗК РФ установлены нормативы максимально и минимально возможных размеров для каждой категории земель.

Например, для Саратовской области минимальный размер участка для ведения фермерского хозяйства составляет 2 гектара или 200 соток, а для ИЖС – 0,04 гектара или 4 сотки.

Резюмируя вышеизложенное: делимый участок – объект, который может быть разделен на самостоятельные части, на которые можно установить право собственности. Каждый вновь созданный объект должен иметь границу, размер, а также такой же режим использования, что и первоначальный.

Как разделить неделимый земельный участок

Итак, участок в соответствии с законодательством признан неделимым. Что делать в таких ситуациях, если совместное использование земельного надела по ряду причин стало невозможным? Есть несколько альтернативных способов раздела.

Один из них, когда юридически объект остается в совместной собственности, но используют его собственники раздельно. Этот вариант возможен, если отношения между собственниками не испорчены до такой степени, когда какой-либо компромисс невозможен в принципе.

В таких ситуациях совладельцы могут договориться о правилах использования земельного надела.

Например, супруги Д. развелись и поделили дом, расположенный на участке земли площадью 6 соток. Но раздел самого земельного участка невозможен, так как при разделе будет нарушен минимальный норматив участка для ИЖС.

Бывшие супруги договорились, что надворные постройки они будут использовать совместно, но землю на той территории, которая прилегает к его половине дома, каждый будет использовать по своему усмотрению.

Если договориться о совместном использовании земельного надела не удается, возможно применение одного из следующих вариантов:

  1. Один из собственников передает свое право собственности на землю второму, таким образом, вся земля остается в собственности одного владельца. В процессе передачи права собственности совладельцы либо оговаривают стоимость участка, либо при отсутствии консенсуса проводят независимую оценку. Затем, после передачи права собственности тот из совладельцев, который получает весь надел в собственность, выплачивает другому половину стоимости земли.
  2. Второй вариант – продажа объекта недвижимости с последующим разделом вырученных от продажи средств. При этом раздел может производиться как строго пополам, так и в разных долях в соответствии с договоренностями совладельцев.

Процедура раздела земельного участка довольно сложная и запутанная. Множество различных нюансов раздела может поставить в тупик неискушенного в юриспруденции человека. Особенно сложно разобраться в признаках делимости объекта недвижимости: какой участок можно разделить, какой не делится ни при каких условиях.

Помочь в таких ситуациях может грамотный юрист по земельным вопросам. Он проконсультирует на начальном этапе процедуры, подскажет, какие шаги и в какой последовательности необходимо сделать, какие документы понадобятся при разделе.

При необходимости адвокат поможет собрать необходимую документацию, если понадобится – представит ваши интересы в судебном заседании.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда

:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните Москва и Московская область
  • позвоните Санкт-Петербург и область

Понятие реквизии земельного участка

Одним из оснований изъятия имущества у собственника выступает реквизиция. Этот процесс регулируется ст. 235 ГК РФ. Изъятие имущества производится принудительно, в случаях возникновения аварий, эпидемий, бедствий стихийного характера и т.д. Имущество изымается в интересах общества, но в определенных обстоятельствах собственнику выплачивается его стоимость.

Реквизиция отличается от такого понятия, как конфискация возмездным характером. Изъять имущество у собственника могут на время, потом возвратить обратно.

Поэтому понятие реквизиции, в отличие от конфискации, не имеет карательного значения, применяется в случаях необходимости.

В отношении земельных участков Земельный кодекс РФ от 1991 года не устанавливал понятия реквизиции. Через 10 лет был принят новый Земельный кодекс РФ, который определил порядок, основания и условия проведения реквизиции.

В ст. 51 ЗК РФ отсутствуют расхождения с нормой ст. 235 ГК РФ, указанной выше. По итогам реквизиции владельцу земли выдается документ, в котором прописано понятие этого процесса, а также основание изъятия.

Порядок и особенности

Реквизиция проходит в ряд этапов. Гражданам важно понимать порядок осуществления данной процедуры. Если изъятие земли было проведено не в соответствии с требованиями, установленными на законодательном уровне, то владелец надела может подать исковое заявление в суд. Также надо знать особенности реквизиции. Это позволит отличить ее от других видов изъятия участка.

Особенности реквизиции земельного надела:

  • участок изымается на время (в большинстве случаев);
  • процедура носит принудительный характер;
  • имеет место чрезвычайная ситуация;
  • реквизиционные действия преследуют определенные цели (предотвращение бедствия, устранение негативных последствий чрезвычайной ситуации, ликвидация угрозы для общества);
  • гражданину выплачивается компенсация.

Порядок проведения процедуры изъятия земли можно представить таким образом:

  1. госорганом принимается решение о необходимости осуществления реквизиции;
  2. составляется акт изъятия земельного участка;
  3. решение оглашается собственнику надела;
  4. недвижимое имущество передается во владение государственному органу;
  5. назначается сумма компенсации для собственника земли;
  6. осуществляется выплата денежных средств. На данном этапе владелец участка может оспорить величину компенсации. Очень часто выплаченные государством финансовые средства не покрывают понесенные убытки. Для восстановления справедливости следует обратиться с исковым заявлением в суд;
  7. возвращение земельного участка его собственнику после отмены чрезвычайного положения.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Читайте также:  Реформа законодательства о банкротстве что предлагает минэкономразвития

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Обременение собственности на землю: понятие, целевое назначение

Обременение земельного участка нередко практикуется в правоотношениях гражданского характера. При этом нынешнее законодательство РФ не содержит четкой трактовки данного определения.

Само понятие такого обременения ранее регламентировалось статьей 1 закона № 122-ФЗ от 21.07.1997. Оно означало применение запретов и оговорок с целью ограничения правообладателя в использовании права собственности или других вещных прав (пользование, владение, распоряжение) на конкретный недвижимый объект. Статья была исключена из этого закона с 01.01.2017.

Статьей 1 закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 оговаривалось значение терминов, применяемых при госрегистрации недвижимости. Что касается обременения недвижимости, то для него остаются справедливыми следующие характерные признаки:

  • обременение подразумевает ограничение определенных прав, имеющихся у собственника (правообладателя) на конкретный недвижимый актив (земельный надел);
  • обременение часто устанавливается для защиты (обеспечения) прав (интересов) сторонних субъектов, участвующих в правоотношениях. Такими субъектами могут быть залогодержатель, арендатор, наниматель, кредитор, иные лица;
  • обременение не означает, что собственник (правообладатель) лишается соответствующих прав. Как правило, оно устанавливается на некоторое время и снимается по факту выполнения оговоренных условий (требований) или наступления конкретных обстоятельств.

Нормами действующего законодательства предусматриваются разные виды подобных ограничений. Каждое такое обременение применяется на определенном правовом основании и имеет свою смысловую нагрузку:

  • форма обеспечения действующих обязательств обладателя земли;
  • мера принуждения, привлечения владельца (пользователя) данного надела к надлежащей ответственности;
  • способ реализации имущественных (обязательственных) правоотношений, существующих между собственником конкретного участка и третьими лицами.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;

3) в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отличия изъятия земли при взыскании по гражданским обязательствам и за совершение преступления

Конфискацию земли как изъятие за тяжкие и особо тяжкие преступления следует отличать от иных видов лишения имущества, в первую очередь, от взыскания по гражданско-правовым обязательствам.

Для того чтобы понять разницу, сравним их.

Изъятие земли за преступления

(конфискация)

Изъятие земли при взыскании по гражданским обязательствам
Каким законом регулируется
УК РФ (ст. 104.1) и УПП ГК (ст. 278) и ГПП
К кому может применяться
К физическим лицам К физическим и юридическим лицам
По какой причине применяется
Совершение преступления: мошенничество, незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну и так далее Неисполнение гражданско-правовых обязательств: невозврат долгов по договору кредитования, задолженность по алиментам и прочее
Кем и по чьей инициативе принимается решение
Изъятие производится по судебному решению по инициативе суда либо по ходатайству следователя или дознавателя до вынесения приговора Изъятие производится согласно судебному решению по инициативе кредитора
В чью пользу изымается
В пользу государства В пользу кредитора

Реквизиция земельных участков — изъятие при обстоятельствах чрезвычайного характера, проводимое уполномоченными органами власти. Реквизиция отличается от других способов принудительного изъятия некоторыми нюансами применения. В частности, эта процедура:

  • возможна только при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях, иных чрезвычайных обстоятельствах;
  • носит временный характер — до устранения угрозы или ее последствий;
  • может быть возмездной: если участок нельзя вернуть, например, из-за того, что земля оказалась в зоне отчуждения, то собственнику выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости утраченного участка.

Порядку проведения реквизиции посвящены некоторые положения земельного и гражданского законодательства, например, ст. 242 ГК РФ и 51 ЗК РФ. В документах содержится упоминание о временном ограничении прав собственника, за которое тоже могут быть возмещены убытки.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *