Сегодня Сретение Господне: история, традиции и приметы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сегодня Сретение Господне: история, традиции и приметы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок заканчивался, мать должна была принести в Храм очистительно жертву. В нее входили однолетнего агнца и голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось две горлицы или два птенца голубиных.

Сретение Господне: что говорит библия

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисея: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

После рождения Христа Мария и Иосиф отправилось в столицу древнего Иудейского Царства — Иерусалим. Богородица должна была представить своего Сына, младенца Христа, «Лицу Божьему», то есть исполнить древний обычай, по которому всех мальчиков на сороковой день после рождения приносили в иерусалимский храм для особого чина очищения и посвящения Богу.

Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубя. Пречистая Дева решила принести жертву с смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел очень старый человек, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» означает «слушание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет во откровение язычников и славу народа Твоего Израиля».

По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было более 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили осуществить перевод Священного Писания с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н.э.).

В субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон совершал перевод книги пророка Исаии и увидел загадочные слова: «Это Дева во чреве примет и родит Сына» . Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Женщина». Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый ждал утешения Израилевои и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Господа Бога «(Лк. 2: 25-26).

И вот, этот день наступил. Свершилось то, что ученый муж ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, родившегося от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. » Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко …» Церковь назвала его Симеона Богоприимца и прославила как святого.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупимый человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству …». Воспоминание об этой евангельскую историю каждый день звучит в православном богослужении. Это Песня Симеона, или иначе — «Ныне отпущаеши».

Традиции на Сретение Господне – что можно делать

На Сретение в храмах принято освящать свечи – эта особая традиция зародилась еще в древности и сохранилась до сих пор. Каждый год 15 февраля перед началом литургии над свечами произносится молитва, после чего их окропляют святой водой и раздают прихожанам. Верующие забирают эти свечи домой и зажигают во время молитвы на протяжении всего года.

Христиане нередко приписывают сретенским свечам особые, чудесные свойства. Считается, что они оберегают дом от несчастий, например, от грабежей или попадания молнии. Однако священнослужители полагают, что эти поверья имеют языческие корни.

Сретение Господне – радостный и светлый праздник. Очень важно провести его в кругу родных и близких людей, устроив домашнее застолье. По традиции в этот день верующие дарят друг другу иконы. Православные верят, что вода, освященная на Сретение, обладает целебными свойствами, защищает от болезней и сглаза.

Также 15 февраля принято молиться перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец», чтобы исцелиться от психических болезней и эпилепсии.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе не­счастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.

Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.

Читайте также:  Кассовая дисциплина для ООО на УСН в 2023 году

Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.

Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.

История возникновения праздника Сретения Господня

Анализ сохранившихся свидетельств, относящихся к истории древнецерковного богослужебного календаря, показывает, что до IV в. христианский цикл важнейших годовых праздников (позднее названных двунадесятыми) ограничивался лишь тремя — Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). В IV-V вв. происходит становление торжеств рождественского цикла, и мы вправе ожидать, что и праздник Сретения, логически связанный с Рождеством и календарно от него зависящий, появляется в это же время. Попытаемся уточнить его хронологию и основные этапы распространения.

Согласно астрономическому солнечному календарю, на 15 февраля приходится половина интервала между зимним и летним солнцестоянием. В этот период на смену холодам приходит теплая погода. В славянском народном календаре Сретение тоже обозначает встречу. При этом данный праздник означает встречу двух времен года – зимы и весны.

Считалось, что в этот день боги спорят. Если весна одержит верх, начинается таяние снега и весенне-полевые работы. При победе зимы морозы еще продлятся. Потому в этот день было принято следить за погодными изменениями и делать предсказания.

К основным народным приметам, которые люди использовали в этот праздник, относят следующее:

  • если ожидается оттепель, это сулит плохой урожай и дождливую весну;
  • появление больших сосулек предрекает хороший урожай кукурузы;
  • капель означала, что вначале будет посеяна пшеница, а после этого – просо;
  • солнечный день говорит о победе весны и отсутствии сильных морозов, а также предрекает высокий урожай льна;
  • облачная или морозная погода говорила о победе зимы и ожидании похолодания;
  • ветреная погода сулила большое количество плодов на фруктовых деревьях;
  • если с утра шел небольшой снег, стоило ожидать раннего урожая хлеба;
  • если на праздник снег выпадал вечером, это сулило неурожай хлеба;
  • звездное небо говорило о том, что зима продолжится, а весна наступит поздно.

Последние морозы получили название сретенских. После праздника крестьяне начинали готовиться к весенним работам. Они занимались подготовкой семян к посадке, ремонтировали инструменты, перегоняли скот в загон.

Также праздник связан с другими правилами. К примеру, было принято обильно кормить домашнюю птицу. Благодаря этому ее удавалось стимулировать к возобновлению яйцекладки.

В этот день было запрещено следующее:

  1. Скучать, поскольку встреча весны считается праздником. Ссориться или ругаться в такой день нельзя.
  2. Планировать или ехать в далекое путешествие. Если сделать это в данный праздник, возвращение будет нескоро.
  3. Делать работу, направленную на удовлетворение своих интересов. Можно было заниматься трудом, который приносит пользу другим.
  4. Мыться в бане.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе не­счастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.

Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.

Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.

Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.

Чего нельзя делать в Сретение Господне

Священники порицают в Сретение те же проступки, что и в другие церковные праздники. Некоторые запреты связаны с призывом к мирянам освободить свое время от рутины, чтобы уделить его общению между христианами и соблюдению православных традиций. Например, запрет топить баню явно устарел: у всех есть душ, и оставаться чистым сегодня можно и в Сретение. А вот что делать не нужно:

  • гадать, заниматься магией, астрологией и любыми оккультными ритуалами;
  • злоупотреблять алкоголем;
  • париться в бане;
  • на Сретение нельзя браниться, ссориться и драться;
  • заниматься уборкой и другими домашними делами;
  • венчаться. Сретение предшествует Великому посту. Свадьбы лучше играть уже после Пасхи.

Богослужебные особенности

Хотя Сретение считается Господским праздником (то есть посвящен Иисусу Христу), богослужебных особенностей, характерных для него, он почти не имеет. Единственной является наличие входного стиха на Литургии: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою» («Явил Господь спасение Свое, пред народами открыл правду Свою»).

Многие песнопения обращены к Богородице. Например, прокимен на утрени и Литургии или тропарь.

Читайте также:  Льготы для дачников пенсионеров в 2023 году
На церковнославянском языке
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Русский перевод свящ. Михаила Асмуса
Радуйся, Облагодатствованная (Богом) Богородице Дево: ибо из Тебя взошло на небосклон Солнце праведности — Христос (Помазанник), Бог наш. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение (восстание от греховной жизни).

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Церковнославянский текст:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский текст:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Юстиниане, через два года после бедствия 526/27 г., т. е. зимой 528/29 г. (по Феофану, 29 ноября, 7-го индиктиона, 6021 года) [11]. Антиохиец Евагрий Схоластик в своей «Церковной истории» лаконичен:

«Спустя тридцать месяцев [после землетрясения 526/27 гг. — Прим.авт.] город опять подвергся землетрясению. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». — Прим. авт.] и соделалась предметом всей попечительности царя» [12].

Двумя веками позднее Павел Диакон (VIII в.) уже пишет о чуде, явленном во время этого бедствия (датируя событие 1-м годом царствования Юстиниана, т.е. 527/28 гг.), и приводит замечательные подробности, на которые нам следует обратить внимание.

«Около этого времени Антиохия вновь испытала Божественный гнев, спустя два года после прежнего бедствия: произошло землетрясение страшной силы и разразилась сильнейшая буря; оставшиеся в живых люди, босые, молились, восклицая: «Господи, помилуй!» И Бог, явившись благочестивому человеку, открыл ему, чтобы оставшиеся в живых написали на вратах своих домов: «Христос с нами, стойте!» Когда они сделали так, утих гнев Господень. Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] «Градом Божиим»» [13].

Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник, Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения.

В минейном сказании говорится еще об одном землетрясении, которое мы находим у Феофана Исповедника под 6028 (=535/536) годом, первым годом епископства Агапита Римского [15].

«В этом году пострадал от гнева Божия Помпейополь Мисийский, ибо земля расселась от землетрясения и провалилась половина города с жителями. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. В том же году Юстиниан заповедал петь в церквах: «Единородный Сыне и Слове Божий» [16].

Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17].

Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х-30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников.

Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь.

О празднике Сретения Господня

Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников, отмечаемых Святой Церковью. Что мы знаем о нем? Зачем родители с Иисусом пришли в храм? Какова история появления и развития праздника Сретения в Церкви? Или как отражен этот праздник в творчестве русских поэтов? Давайте посмотрим ответы на эти и другие интересные вопросы, касающиеся праздника Сретения Господня.

1.ПОЧЕМУ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИСТОВ ТОЛЬКО ЛУКА ПОВЕСТВУЕТ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ Евангелист Лука, автор третьего по счету Евангелия, по профессии был врачом (см.: Кол. 4:14). И как человек, имеющий отношение к науке, он привык тщательно исследовать и последовательно излагать факты.

Прежде чем приступить к написанию Евангелия, Лука детально изучил все имеющиеся в его распоряжении письменные источники, повествующие о жизни Господа, о чем он сам свидетельствует в самом начале своего Евангелия:

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1–4).

Поэтому Евангелие от Луки отличается историчностью и особенной точностью в изложении событий. Лука приводит больше, чем все остальные евангелисты, эпизодов из детства Иисуса Христа, в числе которых – и повествование о Сретении Господнем.

2.ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, О ЧЕМ НАМ ГОВОРЯТ ТРОПАРЬ И КОНДАК ПРАЗДНИКА? Тропарь и кондак — краткие песнопения, отражающие суть празднуемого события.

Последний ветхозаветный святой встретился с Первым Святым Новозаветным. И тропарь, и кондак повествуют нам одновременно и о Богородице, и о святом Симеоне Богоприимце.

Тропарь через эти два святых лица возвещает радость всем людям, которые жили и будут жить на земле. Людям, находящимся во тьме ада и во тьме мира сего.

Читайте также:  Что делать если банк потерял закладную

Кондак же говорит о том, что весь Ветхий Завет, Израиль и Закон свелись к одному — «освящению утробы Девичей», а Первородный Ее Младенец, пройдя теперь через все предписанные Законом сакраментальные действа, связанные с рождением человека, приветствует и благословляет в лице праведного Симеона изможденное и жаждущее спасения человечество.

3.ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЗАЧЕМ РОДИТЕЛИ С ИИСУСОМ ПРИШЛИ В ХРАМ? На 40-й день за новорожденного по закону надо было принести в храм жертвы: в жертву всесожжения – годовалого ягненка и в жертву за грех – молодого голубя или горлицу. В случае же бедности – двух горлиц или голубей, для каждой жертвы — по одному.

Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф привели в Иерусалим Младенца, чтобы отдать за Него выкуп. Две горлицы, принесённые Святым Семейством, свидетельствуют о бедности.

Совершался этот обряд по велению Самого Бога в память об исходе народа Израильского из Египта после десяткой казни, когда каждый первенец в Египте был умерщвлен ангелом Божиим.

4.ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВЕДНОМ СИМЕОНЕ? Праведный Симеон работал над переводом пророческих книг. В ходе одной из работ, он обратил внимание на следующее место из пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14).

Переводчик смутился, посчитав слова о деве ошибкой переписчиков, и собрался внести в свой перевод соответствующее исправление, как вдруг руку его удержал Ангел Господень и сказал: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

5. КАКИЕ ДВА ПРОРОЧЕСТВО ПРОИЗНЕС СИМЕОН? Из Евангелия от Луки мы знаем, что святой праведный Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме произнес два пророчества: одно, касающееся младенца Иисуса, а другое — непосредственно самой Пречистой Девы.

Сретение Господне пересекается с другим праздником – Масленицей, поэтому накрывать стол можно в традициях масленичной недели. Главное место займут блины, символизирующие солнце, приход весны и добродетели. Хорошим дополнением к вкусному лакомству станет душистый травяной или цветочный чай, а также не забудьте про мед.

Особенных блюд православный праздник не требует, самое главное – собрать за одним столом всех близких и родных людей, радоваться наступающей весне и дарить друг другу теплые улыбки.

Сретение Господне подразумевает веселье и отдых, в этот день откладывают выяснение отношений и забывают недомолвки. Согласно Священному Писанию во время праздников необходимо забыть о непосильном труде, отложив работу и любые домашние дела, исключением является только приготовление пищи для праздничного стола. На Руси в Сретение проводили гулянья на свежем воздухе, ходили друг к другу на блины и устраивали посиделки до вечера.

Настоятельно рекомендуется воздержаться от своих страстей, будь это курение или плотские супружеские отношения, лучше сходите на исповедь в Церковь, не скрывайте свои грехи, какой бы тяжёлый не был грех, Господь Бог простит его, только от вас потребуется искреннее покаяние. Сретение Господне несет только светлый и позитивный заряд, под запретом оказываются любые негативные эмоции и поступки. Также не стоит ссориться и ругаться с дорогими людьми.

Традиции и обряды на Сретение Господне

Главные традиции 15 февраля — обход жилищ с иконой Сретения, освящение свеч.

— В православных храмах 15 февраля проводятся всенощное бдение и Божественная литургия. Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены.

— Христиане верят, что вода, освященная в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний.

— Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды.

— Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу. Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события (смерть или рождение человека, свадьба, помолвка). Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека.

— Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. 15 февраля принято печь блины. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла.

  • Если праздничный день был морозный, а на небе можно было увидеть белые звезды, то весна будет холодной и снежной.
  • Яркое солнце днем и яркий закат вечером в любую погоду – весна будет ранняя.
  • Если на Сретение шёл снег, то считалось, что весной будут идти большие дожди, а летом будет мало урожая. Но если снег шел только утром, то весна будет ранняя. А если вечером, то весна будет поздняя.
  • Если человек заболел в день праздника, то весь год его будут преследовать болезни.
  • Если пламя зажжённой в доме свечи спокойное, то живущие в нем люди будут редко болеть.
  • Если же пламя, наоборот, беспокойное, то ждать скорой хвори в том доме.
  • Если дать деньги в долг – будут финансовые неудачи. Если долг вернули, то к богатству.
  • Потеря денег в Сретение означало большую прибыль в будущем.
  • Найти деньги на улице и подобрать их, значит подобрать негативную энергию и принести её в свой дом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *